Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КВАРТЕТ (итал. quartetto) – 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В камерно-инструментал. музыке К. могут быть однородными (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые) или смешанными. Напр., фортепиан. (фортепиано, скрипка, альт, виолончель), флейтовый (флейта и 3 струн. инструмента) и др. Наибольшее распространение получил струн. (смычковый) К. (2 скрипки, альт, виолончель). Вокал. К. может быть смешанным (сопрано, альт, тенор, бас), женским, мужским. В Чувашии в 1930-е гг. при Государствен. симфонич. оркестре существовали струнный К. и духовой К. В 1966–87 при Чуваш. государствен. филармонии действовал струнный К. Как самостоятел. исполнител. коллектив в 1950–83 был женский вокал. К. С 1996  выступает струн. К. «Гармония»; 2) музыкал. произведение для 4 инструментов или певческих голосов. С 15 в. является распространён. художествен. формой как вокал., так и инструментал. музыки. Со 2-й пол. 18 в. среди  камер. ансамблей преобладает инструментал., в частности струнный К., к-рый в творчестве вен­ских классиков обрёл форму сонат. цикла. К жанру К. обращались многие извест. композиторы 19–20 вв. В 19 в. также распространился вокал. К. в виде 4-голосной хоровой песни.

Композиторы Чувашии наибольшее внимание уделяют инструментал. К. Первоначально это были пьесы для струнных К. В 1929 для квартет. ис­полнения переложены фортепиан. ва­риации на 2 чуваш. народ. мелодии С.Л. Толстого; в 1930-е гг. создан ряд пьес: 2 обработки чувашских народных мелодий С.М. Максимова (1932–35), пьесы В.М. Кривоносова – Скерцо, Чу­вашская песня и пляска и др., обработка В.А. Ходяшева «Иволга» (1934), «Фу­га» Г.В. Воробьёва (1937). В эти же го­ды написаны первые произведения в жанре струнного К. С.М. Максимовым (1935) и Г.Я. Хирбю (1936). Для К. деревян. духовых писали В.М. Кривоносов – Сюита в 4-х частях, Г.С. Лебедев – Прелюдия и фуга на чувашские народные темы (1935). В 1940-е гг. к жанру струнного К. обращались А.В. Асламас (1946) и А.М. Токарев (1947). Во 2-й пол. 20 в. струнный К. чаще привлекал чуваш. композиторов как жанр, в 1950-е гг. писали А.В. Асламас, Ф.С. Васильев, Г.Г. Лисков (2 квартета), Т.И. Фандеев, В.А. Ходяшев («Чувашский квартет»). Для К. деревян. духовых сочинил Скерцо Т.И. Фандеев (1953). В 1950–70-е гг. целый  ряд струнных К. создал М.А. Алексеев (3 квартета – 1951, 1957, 1964, есть также отдел. пьесы для струнных К.) и  А.Г. Васильев (4 квартета – 1968, 1969, 1971, 1976). Такой последовател. интерес композиторов к данному жанру связан с желанием воплотить национал. интонационность в традицион. форме классич. западноевроп. искусства. Обращение чуваш. композиторов к жанру вокальных К. стимулировало возникновение женских вокальных К. Произведения для него писали А.В. Асламас, Г.С. Лебедев, Ф.С. Васильев, Г.Я. Хирбю, В.А. Ходяшев и др.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство