Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СУРХУРИ [сур­хури] – в тради­ционном обрядовом календаре чувашей праздник, связанный с зимним солнцестоянием. Входит в круг новогод. обрядности наряду с Рождеством Христовым, встречей Нового года (Çĕ­нĕ çул), святками, кăшарни, представляет собой комплекс ритуал. действий – гаданий и благопожеланий на предстоящий год, связан с земледельческой и животновод. деятельностью. Глав. участники – дети и молодёжь. По данным источников, С. проводился на 3-ю пятницу после Николина дня (6 декабря по старому стилю). По времени он совпадал с православ. Рождеством, рус. святками и их гаданиями, позднее элементы чуваш. праздника С. смешались с рус. обычаями и обрядами. В нек-рых местах С. начинали справлять в ночь перед Рождеством, в других – перед Новым годом, в третьих – перед Крещением Господнем. В отдельных группах чувашей Рождество получило название С. (С. кунĕ), соответственно отмечали 25 декабря по старому стилю.

На С., особенно в ночь перед ним, предписывался обильный ужин. Готовили выпечку [обрядовым являлось, в част­ности, йăва (йă­вача)], пиво домашнее, замачивали и жарили горох. Праздник сопровождался гаданиями (например, в тёмном хлеве ловили за ногу овцу, если овца оказывалась белой масти, считалось, что муж или жена будет блондином, черной масти – брюнетом). В С. дети совершали обход домов днём, молодёжь – вечером, они исполняли песни (С. юрри), подбрасывали вверх горсть гороха и произносили ритуал. тексты. Горохом обсыпали также молодых женщин и девушек. Эти песни и тексты наряду с действиями, к-рым приписывалась магическая функция, были направлены на пожелание урожайности посевов, плодовитости домаш. скота и рождаемости детей. Сигналом приближения участников обряда был возглас «С.!». Заходя в дом, они просили пироги, крупу, горох, масло, соль, молодые люди – ещё и хмель, солод. Хозяева одаривали их гостинцами, молодые женщины, вышедшие замуж в прошедшем году, для вручения лучшим музыкантам, играющим на девичьем пиру, преподносили вышитые полотенца. Если хозяева оказывались нещедрыми, участники обряда исполняли сатирич. песни. По завершении обхода заходили в один из домов и варили гороховую кашу, устраивали игрища, пели. Девушки из собранного хмеля и солода варили пиво. На следующий день выпекали лепёшки, колобки. На молодёжном празднике хĕр сăри вечером собирались и старики, девушки угощали их, затем начиналось гулянье молодёжи с песнями и плясками под гармошку и гусли. В гаданиях и обходах на С. переплелись земледельческие и брачные мотивы. Новогод. обходы верховых чувашей на С. близки к колядованию русских.

Автор: Г.Б. Матвеев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство