Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ УРАЛО-ВОЛЖСКОГО РЕГИОНА. Ряд естественно-историч. факторов способствовал формированию Поволжья как особой зоны контактов Севера и Юга, Запада и Востока, связывая их прежде всего водными путями Евразии. Эта уникальность приобрела значимость начиная с эпохи сложения Хазар. каганата (8–9 вв.). С 9 в. в западноевропей­ском регионе стало выделяться Волжско-Кам. междуречье, т.е. основная территория Волжской Болгарии, на к-рой происходил симбиоз культур мест. (финно-угор.) и пришлых (тюркоязыч. болгар. и сувар.) племён. В области художествен. культуры это проявилось в развитии так наз. скиф. звериного стиля, в религиоз. верованиях – культе предков, почитании святилищ-киреметей, в особом почитании огня, общих представлениях об окружающих людей духах, божествах и т.д. Общие черты обнаруживались и в других устойчивых элементах культуры, обычаях и образах.

На основе традиций древнетюркской литературы и культуры персов и арабов сложилась булгарская литература, к-рая была доступна и элите финно-угор. народов региона. Культура булгар. эпохи (9–14 вв.) является общим наследием народов, проживающих в Урало-Поволжье. С конца данной эпохи письмен. и литератур. традиции предков современ. чувашей прерываются.

В 15–16 вв. государствен. языком в Урало-Поволжье стал старотатар., на к-ром составлялись официал. документы и велась дипломатич. переписка. В роли объединяющей силы казанско-татар. культура оставалась в регионе вплоть до 18 в. Основными наследниками письмен. культуры и литературы данной эпохи являются кыпчако­языч. народы Урало-Поволжья: татары и башкиры. Литератур. наследие представлено прежде всего произведением неизвест. автора «Кисекбаш китабы», поэмами Мухаммадьяра, сочинениями Кул Шарифа и др. Многие литератур. памятники были уничтожены после падения Казан. ханства, свою роль сыграли христианизация и русификация части поволж. татар. Но их письмен. традиции полностью прерваны не были. Во 2-й пол. 17 в. активно творили такие татар. поэты, как Мавля Колый, Габди, Габдессалям ибн Уран и др. Укреплению письмен. традиции среди татар со 2-й пол. 18 в. способствовало официал. разрешение строить в регионе мечети. Среди книг, вышедших на старотатар. языке в 19 в., преобладали сб. стихов, продолжавших восточ. поэтич. традицию. Известность получили стихотворения и поэмы Утыза Имяни (1756–1834), Гали Чокрыя (1826–89), Акмуллы (1831–95) и др. татарско-башкир. поэтов. Их творчеству присущи просветител. характер, религиозно-дидактич. тематика, продолжение традиций средневекового романтизма. В последней четверти 19 в. по­­я­вились драмы Г. Ильяси (1856–95), реа­листич. роман М. Акъегета (1864–1923) «Хисаметдин менла», романы З. Бигиева (1870–1902).

В 16–18 вв. шло формирование новой культуры немусульман. народов Урало-Поволжья, в т. ч. и письменной. Такие попытки среди народа коми предпринимались ещё в 14 в., но в дальнейшем они были приостановлены. Реальную почву для развития письменности и становления литератур народов Урало-Поволжья подго­товила деятельность российских про­све­ти­телей 18 в., таких, как Вениамин (В.Г. Пуцек-Григорович), Дамаскин, Е.И. Рожанский, к-рая способствовала зарождению перевод. православно-христиан. литературы и очерковой прозы, оратор. поэзии. Становление региона как литератур. общности завершилось в 19 в., когда в нём выделились две субсистемы: татарско-башкир. (ислам.), тюркско-финно-угор. (православно-христиан.). Тюрк. часть последней сос­тавляли чуваш. письмен. словесность и литература крещёных татар, финно-угор. – письмен. культуры коми, удмуртов, мари и мордвы.

В 19 в. татарско-башкир. и тюрк. часть тюркско-финно-угор. литератур. субсистем полностью прошли через этапы раннего и развитого просветительства (В.П. Вишневский, В.И. Лебедев, С.М. Михайлов, И.И. Иванов, М.Ф. Фёдоров, крещёный татарин Я. Емельянов и др.). Во 2-й пол. 19 в. в православно-христиан. субсистему региона влились коми и удмурт. литературы (коми П. Распутин, В. Куратов, И.А. Куратов, удмурт В. Верещагин и др.). В нач. 20 в. обрели свой облик литературы мордвы и марийского народа (очерки мордов. просветителя М.Е. Евсевьева и поэзия З.Ф. Дорофеева, произведения марийских писателей В.М. Васильева, С.Г. Чавайна и др.). Для литератур региона 1-й четверти 20 в. характерно параллел. функционирование разностадиал. тенденций и направлений, к-рое отражало многослойность обществен. сознания народов. В этот период шло формирование литератур. классики и целост. системы литератур. жанров. В татар. литературе особо выделился поэт-демократ Г. Тукай, в чуваш. – К.В. Иванов. Для становления реализма в башкир. и татар. литературах имело значение творчество двуязыч. поэта М. Гафури.

Историзм, выработан. просветител. этапом, и идея свободы, привнесён. романтиками нач. 20 в., способствовали бурному росту национал. самосознания, поиску самоидентичности и этнич. самобытности народов региона после 1917. Глав. концептуал. проблемой общественно-философ., в т.ч. и художественно-эстетич., мысли образован. части населения стала идея возрождения свобод. народа. Татар. и башкир. передовая интеллигенция видела её в восстановлении своей былой государственности, объединении всего тюркско-мусульман. мира. Чуваш. интеллигенция и представители остальных христиан. народов региона ограничивались культур. автономией. Подоб. картина общественно-политич. сознания народов отразилась и в их художествен. сознании. Как результат реализации новой идеи в литературах друг за другом стали соз­даваться историч. произведения о героич. прошлом (в чуваш. – И.Е. Тхти, Г.В. Тал-Мрза; в удмурт. – Кедра Митрей и др.). Суровые годы Граждан. войны 1918–20, последующие события и общественно-политич. ситуация в стране охладили пыл романтиков, они увидели действительность др. глазами. Резкие изменения произошли в творчестве М.К. Сеспеля, Кузебая Герда и др. поэтов того времени. В годы расцвета РАППовской критики и цензуры писатели были вынуждены говорить намёками, создавать произведения с многоуровневым смысловым строением. В 1930-е гг. нек-рые писатели не публиковались, творили свои произведения с надеждой на наступление лучших времён. В татар. культуре сложилась эмигрант. литература (Г. Исхаки и др.).

Целостность литератур региона обусловлена общностью эстетически значимых тенденций, в т.ч. общностью поэтики, мифологич. образов и символов, близостью национал. картин мира, связанных с агглютинатив. языковым и пентатон. музыкально-философ. мышлением народов Урало-Поволжья. Их художествен. сознание развивалось параллельно с национал. сознанием и определялось последним. В результате этого образовались основные литератур. топосы, сквозные концептуал. проблемы. Напр., ещё в устной словесности народов региона бытовали мотивы как обделён., так и украден. народ. счастья, практически во все периоды развития художествен. культур в центре внимания писателей региона были проблемы судьбы и счастья, размышления о таких противопоставлен. категориях, как мгновенное и вечное, добро и зло, нормальное и аномальное.

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство