Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АЛАТЫРСКИЙ МЕХАНИЧЕ­СКИЙ ЗАВОД – филиал ОАО «Российские железные дороги», предприятие по производству продукции для железнодорож. транспорта. Включает цеха: механический, металлоконструкций, механокомплектовочный, кузнечно-литейный, энергосиловой, транспортно-хозяйственный. Численность работающих – 368 чел. (2013).

Основу завода составили железнодорож. мастерские, открытые на ст. Алатырь в 1893. Это было крупнейшее промышлен. предприятие на территории Чувашии. Производительность мастерских: 22 паровоза капитального ремонта, 94 – малого ремонта, 12 – случайного ремонта, периодический осмотр 684 вагонов, изготовление железных поковок – 10159 пудов. В мастерских работало 556 рабочих и служащих (1912). В течение 20 лет начальником мастер­ских был Л.К. Брунзель. Алатыр. же­лез­но­дорож. мастерские принадлежа­ли Ак­ционер. обществу Московско-Казан. железной дороги. Крупнейшими акционерами об­щест­ва являлись фон Мек­ки.

В 1918 железнодорож. мастерские были национализированы, в 1929 преобразованы в паровозоремонт. завод, носивший имя Я.Э. Рудзутака (до 1937). Численность рабочих составляла 960 чел. (1936). В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 выпускал оборон. продукцию (заготовки для артиллерийских снарядов). Начальником завода был Н.С. Крупский (1941–45). Предприятие неодно­кратно награждалось переходящим Красным знаменем Наркомата путей сообщения.

В послевоен. период завод был технически переоснащён, ежегодно ремонтировал более 274 паровозов и ок. 2500 колёсных пар. Численность рабочих составляла более 1100 чел. (1961). Начальниками завода были Е.С. Соколов (1951–64), А.Я. Илюшин (1964–79).

В 1967 завод отремонтировал послед­ний паровоз и перешёл на выпуск новой продукции для железнодорож. транспорта: грузовые контейнеры УУК–5; реостаты жидкостные нагрузочные для испытания тепловозов типа А–158.01, А–455.01, А–95.01; котлы вагонные ЦМВ, ЦМВО, ножи для щебнеочистительной машины ЩОМ–2, теплокамеры НУП, вагонозамедлители РНЗ–2М и управляющую аппаратуру к ним, электрокипятильники для пассажир. вагонов. С 1970 выпускает товары народ. потребления: печи отопительные, котлы водогрейные КС–2, гаражи металлич., ручные лебёдки, гараж. замки и др. В 1982 переименован в А.м.з. В 1989–2014 его возглавлял В.Н. Вялов, с 2014 – Н.С. Куделькин.

Автор: А.П. Данилова.
Лит.: Данилов В.Д., Данилова А.П. Индустриальный первенец Чувашии. Алатырь, 1993.
Иллюстрации
Продукция Алатырского механического завода. Электрокипятильники для пассажирских вагонов.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство