Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО – теория и практика планировки и застройки городов. В более широком толковании – сфера деятельности, включающая проектирование, строительство, эксплуатацию, исследования и реконструкцию населённых мест. Процесс градостроительной деятельности проходит в рамках и в форме градостроительного проектирования, градостроительной науки и управления городом. Характер Г. определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, условия и национальные особенности того места, в к-ром они возникают и развиваются.

На территории Чувашии города, возникшие в 16 в., имели статус городов-крепостей, что определило их ранний облик с деревянной крепостью и посадом. Со 2-й пол. 17 в. развивается каменное зодчество – строятся каменные здания гражданской и культовой архитектуры, к-рые выделялись на общем фоне деревянных зданий. В 18 в. города-крепости были преобразованы в уезд­ные города. Крепостные стены, сгоревшие в результате частых пожаров, в связи с утратой военного значения городов не восстанавливались, в результате слободы и посады слились с городским центром в единое пространство. В городах сформировалась единая нерегулярно-уличная планировка: они застраивались беспланово, хаотично. Первые регулярные планы городов Чувашского края разработаны в кон. 18 – нач. 19 в.: для Чебоксар в 1773, 1829, Алатыря – 1804, Цивильска – 1835 и т.д., но в значительной мере реализованы не были. В 19 в. беспорядочно расположен. строения стали постепенно заменяться правильными кварталами домов, формировались площади с церквами, значительно расширилась и изменилась типология общественных зданий. В кон. 19 – нач. 20 вв. была предпринята попытка благоустройства городов, как правило, их центральных частей. В архитектурном отношении большинство городов Чувашии мало отличалось от сельских населённых пунктов. С 1920-х гг. в них ведётся интенсивное промышлен. строительство. Массовое жилищное строительство и развитие сферы социального обслуживания отставали от промышленного.

Новая схема градостроительного развития начала разрабатываться в 1930-е гг. Получили статус городов Канаш (1925), Шумерля (1937). В 1937 разработан план Чебоксар, к-рый не был утверждён в связи с нерешённостью вопроса о месте и сроках строительства Чебоксар­ской ГЭС, к-рые определились только к 1962. Аналогичная ситуация наблюдалась с Цивильском (вопрос о переносе города), Ядрином. В связи со строительством ГЭС историческая часть Чебоксар попала в зону затопления, с учётом этого к 1965 разработан новый генеральный план. В 1960-х гг. построен новый город – Новочебоксарск. Он строился с регулярной системой планировки, чётким разделением на функциональные зоны. В 1977–85-х гг. для всех городов Чуваш. АССР Институтом «Ленгипрогор» были разработаны генеральные планы развития. Новые застройки ведутся с уплотнением или созданием микрорайонов на пустующих площадях. Особое внимание уделяется реконструкции исторических центров с учётом сохранения историко-культурного наследия. По проектам данного этапа была выдвинута концепция объединения Чебоксар и Новочебоксарска.

Для создания наиболее благоприятных условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование городских территорий. Функциональное зонирование определяет разделение территорий на промышленные, селитебные (зоны жилые), рекреационные, коммунально-складские зоны и обществен. центры (деловые, административные). Компонентами зонирования являются также транспортные и пешеходные зоны, инженерные коммуникации, определяющие планировочную структуру города. Градостроительные решения разрабатываются с учётом создания функциональных районов и зон и выполнения санитарно-технич. требований; они предусматривают инженерную подготовку и благоустройство территорий, формирование продуманной системы дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы и отдыха), а также организацию разветвлённой сети объектов социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.), позволяющих поддерживать определённое качество жизни в городах.

Функциональное зонирование городских территорий в Чуваш. Респ. усложнялось разрастанием городов и поглощением промышлен. предприятий и коммунально-складских учреждений селитебными районами. Наиболее чёткое зонирование сформировалось в Новочебоксарске: жилые микрорайоны компакт­но расположены в запад. части города; промышлен. зона разместилась к ЮВ и изолирована от селитебных территорий санитарной зоной. В других городах сформировались отдельные промышлен., коммунально-складские (два первых часто объединяются), селитебные зоны, но функциональные зоны перемежаются друг с другом в определённой степени во всех районах городских поселений.

Определяющим компонентом город­ской среды является характер архитектурно-планировочной структуры, к-рая определяет форму и рисунок города, расположенного на территории с определёнными природными условиями. Формирование города во многом оп­ределяется его центром, от к-рого выстраиваются основные магистрали, дороги и функциональные территории. В Чебоксарах центром является район залива с примыкающей к нему территорией с Ю, представленной, главным образом, проспектом Ленина. В малых городах республики центр представлен отдельными точками. Легко определяются административ. центры большинства городов, символом к-рых служат здания местной администрации. Наиболее часто повторяющимися среди городов Чуваш. Респ. являются линейная (полосовидная) и центрическая (многолучевая) планировочные структуры. Так, напр., вдоль железной дороги развиваются структуры Канаша и Шумерли, а вдоль автомобильной дороги, идущей параллельно реке Сура – Ядрина. Многолучевая или звёздчатая структура возникает в городах, располагающихся в узле сухопутных и водных магистралей. Улицами-протуберанцами вдоль дорог или рек город как бы врастает в окружающий район. Таким образом формировалась архитектурно-планировочная структура старых городов Алатыря, Цивильска, Мариинского Посада, Козловки, получившей статус города в 1967. Два послед­них города находятся на Волге, их цент­ры полностью сориентированы на волж­скую набережную, от неё отходят автомобильные магистрали, вдоль к-рых вытянулись функциональные зоны. Планировка Чебоксар также следует рельефу местности, сформированному водоразделами притоков Волги, по верхним границам к-рых проложены основные магистрали, образующие радиальную систему улиц (сходящуюся у Волжского залива) и соединяющиеся полукольцевыми магистралями.

Г. осуществляется на основе проектной документации. Основополагающим документом является Генеральный план развития города. На его основе разрабатываются проекты застройки отдельных районов (микрорайонов), проект детальной планировки центра.

С нач. 21 в. разрабатываются новые генеральные планы развития городов Чуваш. Респ. сроком развития до 2020–25 гг. В основу положена установка на обеспечение устойчивого развития городов, подразумевающего создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения, создание экологически безопасной и эстетически привлекательной среды обитания, формирование комфортных условий проживания, сохранения ценных и характерных природных комплексов, совершенствование социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Отношения в области Г. регулирует Градостроительный кодекс Росс. Фед. Координаторами проектно-изыскател. работ по строительству в Чуваш. Респ. являются проектные институты «Чувашгражданпроект» и «Чувашагропромпроект».

Автор: В.В. Бычков, А.А. Исаев.
Лит.: Трифонова З.А. Городское расселение в Чувашии. Ч., 2004.
Иллюстрации
Выставка «Развитие города Чебоксары». 2005.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство