Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МАСЛЕНИЦА, çăварни – праздник проводов зимы и встречи весны. Чуваши приурочивали его к весеннему равноденствию, отмечали в основном в течение двух недель перед калăм, начиная с четверга. Первая неделя – М. большая (аслă çăварни), вторая – М. малая (кĕçĕн çăварни).

С христианизацией большинство чувашей М. постепенно стали проводить, как и русские, в Сырную неделю, часть начинала с четверга перед русской М. Первое воскресенье именовалось большой М., последнее – малой. У верховых и средненизовых чувашей в ночь накануне большой М. на одном из холмов близ деревни молодые люди устраивали большое чучело «масленичной старухи» (çăварни карчăкĕ) из разбитых смоляных бочек, сломанных колёс, обложенных соломой. Рано утром взрослые поднимались к чучелу и на санках скатывались с горы. Считалось, что первый из них открывает путь вешним водам. Бытовали приметы, связанные со следами, оставленными ночью около чучела домаш. животными или дикими зверями. К кон. 19 в. взрослые перестали посещать горку, катание с гор стало занятием детей; съезжая, они сыпали конопляные семена, произносили слова: пусть конопля и лён будут высокими, пусть ноги воробьёв сломаются, дабы они не могли клевать семена. Женщины готовили блины, йăва, другую выпечку. Молодёжь днём устраивала катания на санях. В гривы лошадей вплетали ленты, дуги украшали платками и полотенцами, подвешивали бубенцы. Парни катали девушек, угощали их орехами, пряниками; девушки распевали масленич. обрядовые песни. Женихи навещали невест: разъезжали по деревне, посадив рядом с невестой её подруг – это было первым совмест. появлением жениха и невесты на людях. К полудню на масленичную горку выходили молодые женщины и съезжали на прялках, выпрашивая хороший урожай конопли, ближе к вечеру – женщины постарше. Под вечер по деревне катались и семейные, они, сделав несколько кругов, заходили к родственникам угощаться, нередко ездили в гости в сосед. селения. Взаим. посещения продолжались всю неделю. В последнее воскресенье после обрядовых угощений жители селения поднимались на холм к чучелу. В нач. 20 в. взрослые оставались около своих домов, на горке собирались молодёжь, подростки и дети. Они с заклинаниями о скорейшем уходе зимы и наступлении весны поджигали «масленичную старуху».

В совет. время М. как религиоз. празд­ник была запрещена. С нач. 1960-х гг., учитывая интерес населения к народ. торжествам, массовым гуляниям, в городах и сёлах организовывались в парках, на стадионах праздники «Проводы (русской) зимы», «Встречи весны» с выступлениями художествен. коллективов, катанием на тройках; выезд. точки предприятий обществен. питания на местах гуляний предлагали блины, в больших самоварах кипятили чай. С кон. 1990-х гг. для праздника восстанавливается традицион. название «М.»; в послед. воскресенье М. устраиваются массовые гуляния.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство