Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЕМИК – православный праздник, отмечаемый накануне Троицы. В течение столетий после принятия христианства на С. и Троицу русскими постепенно были перенесены древние обряды, связанные с культом предков, поклонением растительному миру и природным стихиям (лесу, земле, воде). Дохристианские традицион. празднества стали отмечаться в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Это был языческий праздник, ритуалы к-рого включали в себя поминовение умерших (главное поминовение года), девичьи гулянья с хороводами, плетением венков и гаданием на них о женихах. Обряды поминовения всех усопших, в т.ч. умерших неестественной смертью, начинались во вторник, на кладбище устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в жёлтый цвет, лепёшек, блинов. С принятием православия предков стали поминать в суб­боту.

Среди основных составляющих празд­неств были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гуляния, в т.ч. игры, во время к-рых девушки «кумились» между собой и с берёзой. Берёза в эти дни была главным объектом поклонения и символизировала жен. начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин (в то же время она воспринималась как дерево, связанное с душами умерших). В обрядах использовались различ. травы и цветы, в нек-рых местностях главными праздничными деревьями считались дуб, клён или рябина. Улицы и дома снаружи и внутри украшали ветками берёзы, полы покрывали травами, на божницу ставили букет цветов. Этот обычай вошёл и в церковную практику празднования Троицы. В поволж. деревнях берёзку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, затем в день Троицы снимали с неё все украшения и спускали вниз по реке. Этот обряд проводился также в ряде чуваш. селений Ульянов. обл. (Байдулино, Кармалейка и др.). Часть обычаев и обрядов чуваш. праздника çимĕк, включая термин, восходит к русскому С.

Возрождение обрядов С. с нач. 21 в. имеет место в Алатыр. р-не. Традиционной стала инсценировка элементов С. на р. Бездна ок. д. Борки с плетением венков из берёзы, кумлением, дарением подарков, хороводами, исполнением песен, играми, сбором трав, трапезой, организуемая гимназией №6 г. Алатырь в летнем лагере «Благовест».

Автор: Г.Б. Матвеев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство