Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

РУССКИЕ – крупнейший по численности народ Росс. Фед., по переписи 2020 – 105,6 млн чел. В Чуваш. Респ. насчитывается 330 тыс. чел. (27,8 % населения).

Расселение Р. на территории Чувашии в современ. границах началось во 2-й пол. 16 в. Заселение было связано с возникновением таких городов-крепостей, как Курмыш, Васильсурск, Алатырь, Свияжск, Ядрин, Чебоксары, Цивильск. Вокруг городов, вдоль крупных рек и дорог образовались, начиная со 2-й пол. 16 в., гнёзда рус. селений, но ещё в период Казан. ханства в централ. части современ. Чувашии рус. полоняники основали селения.

На территории Чуваш. края представлены 3 круп. ареала рус. сел. поселений: приволж., алатырско-присур. и центральный. Приволж. селения Р. однонациональны, в Присурье встречаются русско-мордов., в централ. – русско-чувашские. Сюда переселились выходцы из централ. губерний и районов Верх. Волги, из Новгорода, Владимира, Костромы, Рязани, Тулы, Москвы и т.д. Так, с. Порецкое основано ссыльными из Углича, с. Ичиксы – выходцами из Москвы. Приволж. селения возникли в результате перевода нижегород. помещиками крестьян из своих вотчин на новые владения. В совет. время, особенно в послевоен. период, Р. оседали глав. обр. в городах Чувашии.

В 1926 в Чуваш. АССР насчитывалось 170 рус. селений, ещё в 25 смешан. селениях Р. составляли большинство жителей. В кон. 20 в. – 133 селения Р., в 18 населён. пунктах Р. живут вместе с др. национальностями. В Алатыр. (23 селения) и Порец. (35) р-нах, где Р. преобладают, проживает около половины сел. Р., значителен удельный вес Р. в Шумерлин. (7 селений), Ядрин. (11), Мариинско-Посад. (9) р-нах. По 2–4 рус. населён. пункта имеются в Комсомол., Янтиков., Шемуршин., Вурнар. р-нах.

До нач. 20 в. город. население Чувашии состояло преимущественно из Р. В течение столетия доля Р.-горожан уменьшилась, более интенсив. был приток в города чувашей. В 2002 Р. составляли 38,3% горожан. Первое место по численности Р. занимают в Алатыре и Шумерле. На селе проживает пятая часть Р.

Традицион. занятием Р. являлось пашен. земледелие в сочетании с животноводством, были развиты пчеловодство, охота, рыболовство, промыслы и торговля.

Жилище Р. в основном деревянное, до сер. 20 в. преобладал тип дома изба+сени+клеть с подклетью; во 2-й пол. столетия – пятистенок с парад. крыльцом, сенями (так наз. колидор) и терраской. Дома украшаются пропил. резными узорами, встречаются старые дома с барельефной, моделированной, точёной резьбой. Камен. дома резным декором украшены меньше. Дворы – закрытого типа (так наз. плоскуши), в к-рых хозяйствен. строения (гараж, дровяник, сарай для хранения хозяйствен. инвентаря, сруб. конюшня) располагаются под одной крышей. Открытые дворы с воротами встречаются редко. Баня ставится отдельно – в огороде либо на улице.

Традицион. одежда рус. крестьянки, проживавшей на территории Чувашии, состояла из домоткан. рубахи, празднич. платья, сшитого из хлопчатобумаж. ткани, сарафана, душегрейки (укорочен. вариант сарафана), кафтана, овечьей шубы, большого платка; город. жительницы носили в основном кокошники, девушки – голововязку. Из блюд наиболее распространёнными были супы, каши, кутья; из мучных – блины, пироги, плюшки, куличи (на Пасху) и т.д. Обрядовый календарь включал праздники зим. солнцеворота (Рождественский сочельник, Рождество, Святки с колядо­ванием, ряжением), проводы зимы и встречи лета (Масленица, весен. заклички), подготовку к весен. полевым работам, обряды, приурочен. к Великому посту, Пасхе, дню первого посева яровых, Красную горку (время свадеб и народ. гуляний), Троицу (Семик), проводы весны, праздник лет. солнцеворота Иванов день, осен. обряды жатвы.

Многие элементы традицион. культуры у Р. ушли из быта. В централ. части Чувашии Р. подверглись этнокультур. влиянию со стороны чувашей. С 1990-х гг. актуальными стали рождествен., масленич., пасхал., семицкие, Иванова дня и др. традиции; изготовление элементов народ. костюма – сарафанов, рубашек, кокошников, приближён. к старин. фасонам, народ. игрушек; создание уголков рус. культуры.

В 1991 основана обществен. организация «Центр русской культуры» в Алатыре, имеющая филиалы в Чебоксарах и др. городах и районах республики.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Русское население Чувашской АССР. Материальная культура. Ч., 1960; Они же. Русская сельская семья в Чувашской АССР. (Историко-этнографическое исследование.) Казань, 1980.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство