Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     Этнопедагогика – наука, изучающая народную педагогику как традиционную практику воспитания и обучения, исторически сложившуюся у различных этносов. Рассматривает эмпирический опыт этнич. групп в следующих сферах: воспитание и образование детей; морально-этические, эстетические воззрения на исконные ценности семьи, народа; контроль и коррекция поведения, его мотивы внутри этноса и межэтнические оценки поведения; отношение к природе. Объясняет народ. педагогику и предлагает пути её использования в современ. условиях, собирает и исследует опыт этнич. групп, основанный на многовековом естественно развивающемся соединении народ. традиций. Предметная область Э. не остаётся неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социал. заказа, связанного с движением обществен. самосознания.

     Термин Э., впервые предложенный Г.Н. Волковым, утвердился в 1960-х гг. В отечеств. Э., начиная с кон. 50-х гг. 20 в., Г.Н. Волковым были развёрнуты исследования основных её предметов, в т.ч.: педагогика семейного быта, поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравствен. опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умствен. воспитания, народ. песни и их роль в эстетич. воспитании детей и молодёжи, самодел. игрушки и творчество детей, дет. и молодёж. среда и её педагогич. функции, колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материн. поэзии, материн. школы и материн. педагогики, общ­ность педагогич. культур разных народов и их самобытность и др.

     К 70-м гг. 20 в. появились исследования Г.Н. Волкова об основных педагогич. понятиях народ. педагогики (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); о ребёнке как объекте и субъекте воспитания (родное дитя, сирота, приёмыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); о функциях воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); о факторах воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал, личности-символы, события-символы, идеи-символы); о методах воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намёк, одобрение, упрёк, укор, уговор, заповедь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); о средствах воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.); об организации воспитания (трудовые объединения детей и молодёжи, молодёж. и общенарод. праздники).

     Под руководством Г.Н. Волкова в России и странах СНГ сложилась науч. школа. В Чувашии его ученики активно развивают такие отрасли Э., как сравнител. Э. (В.А. Иванов, Д.Е. Иванов), историч. Э. (Т.Н. Петрова, А.Е. Земляков), этнопедагогич. образование (М.Г. Ха­ритонов), этнопедагогич. менеджмент (В.Н. Иванов), Э. семьи (Э.И. Сокольникова), субэтнич. педагогика (Ф.П. Харитонова), Э. среды (Л.В. Кузнецова), Э. межнационал. общения (Е.В. Васильев), общая Э. (М.Б. Кожанова, Н.Г. Краснов). Рассматриваются комплексные проблемы, например, воспитание культуры межнационал. общения и патриотич. воспитания молодёжи (Г.Н. Волков, Е.В. Васильев). Активно изучались этнорегионал. особенности образования и воспитания учащихся (Г.С. Сидоров), функ­ция этнопедагогич. среды (П.П. Матвеев), педагогические идеи И.Я. Яковлева (Н.Г. Краснов), демократич. особенности народ. воспитания (А.И. Ефимов).

     С 1990-х гг. активизировалась работа по исследованию закономерностей и принципов народ. воспитания (Г.Н. Волков), традицион. культуры воспитания в деятельности этнопедагогич. классов (М.Г. Харитонов), творческого использования наследия И.Я. Яковлева в учебно-воспитател. процессе современ. школы (А.Е. Земляков). В исследованиях Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой рассматривалась проблема народ. педагогики как феномена демократии в сфере воспи­тания. Вопросам этнопедагогич. под­готовки учителей для национал. школ уделено внимание в трудах М.Г. Харитонова. Интерес представляют работы И.В. Афанасьевой, О.В. Якимовой о на­род. педагогах.

     С нач. 2000-х гг. в Чувашии исследуются преимущественно процессуал. аспекты Э., вопросы общей Э. и традицион. педагогич. культуры в сфере воспитания, обучения, развития школьников и профессионал. подготовки учителей. В высших педагогич. учеб. заведениях Чуваш. Респ. Э. преподаётся как самостоятельная дисциплина.

Автор: М.Г. Харитонов.
Лит.: Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство