Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Стр. [«] 1 2 3 [»] 
Зооморфизм //
ЗООМОРФИЗМ (от греч. zon – животное, живое существо, morph – форма, вид) – представление предметов, явлений природы, светил, мироздания, мифологических персонажей и т.д. в виде животных. Зооморфные образы чуваш. мифологии обладают архаичными…
Ийе //
ИЙЕ – в традицион. чуваш. верованиях : духи-хозяева природ. и культур. объектов (гор, лесов, полей, водных источников, бань, мельниц, хлевов, заброшенных домов
Имянаречение //
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ традиционное – обряд наречения новорождённого личным именем. Чуваши придавали имени большое значение, считая, что от него во многом зависит судьба человека
Йĕрĕх //
ЙĚРĚХ [йьрьх’] – по традиционным верованиям чувашей, божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни. Представлялся в основном в женском образе, чаще как невидимый. Ему предоставлялось место для обитания – Й…
Кепе //
КЕПЕ [кебе] – в традицион. чуваш. верованиях богиня, занимающая второе место в иерархии богов, супруга верховного бога Турă . Посредник между верх. и ниж. мирами, богом и людьми, посланник Турă. Жилищем К. считается мировое древо…
Киремет //
"Н.К. Сверчков. "Поклонение Киремети". 1940."КИРЕМЕТ [киремет’], Керемет – 1) в традиционных верованиях чувашей дух Добра и Зла высшего разряда, посредник между богами верховного мира и хтоническими духами нижнего мира. Мифы о появлении К. гласят, что так первоначально назывался стар. сын…
Куйкăрăш //
КУЙКĂР
Культ предков //
КУЛЬТ ПРЕДКОВ – поклонение душам умерших, одна из древнейших форм религиозных верований. Чувашами покойные предки (ваттисем) воспринимались как посредники между богом и человеком, от к-рых, по их традицион. представлениям, зависело обеспечение…
Культовые сооружения //
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ – объекты, возводившиеся специально для проведения общ
Культы общинные //
КУЛЬТЫ ОБЩИННЫЕ – почитание сверхъестественных сил, к-рым приписывается способность оказывать влияние на определённые стороны обществен. жизни, и совокупность совершаемых общиной обрядов с целью влияния на эти силы. Составные элементы К.о. –…
Мăчавăр //
МĂЧАВĂР [мъчавър] – служитель религиозного культа чувашей. Совершал моления и ритуалы при проведении общинно значимых обрядов. Являлся смотрителем святилища киремет (одного или нескольких селений); по его указанию взамен обветшалых…
Мамале //
МАМАЛЕ – 1) в традицион. верованиях чувашей – божество, имеющиеся сведения о к-ром недостаточны для определения его роли и месте в иерархии; 2) деньги, отложенные для жертвоприношения или принесённые в жертву на святилища киремет (назывались…
Молозиво //
МОЛОЗИВО, ĕне ырри – молоко первых дней после отёла коровы, а также обрядовое угощение с приглашением близких родственников, проводимое, как правило, на третий день после отёла, ритуал. блюдо для к-рого готовят из М. Существует несколько…
Новокрещенская контора //
НОВОКРЕЩЕНСКАЯ КОНТОРА – учреждение, созданное в 18 в. для миссионерской деятельности в Поволжье. В 1720–22 Пётр I издал несколько указов о христианизации народностей Поволжья, в 1731 в Свияжске создана Комиссия новокрещен. дел, но христианизация…
Пÿлĕх­çĕ //
ПӲЛĔХ Ç Ĕ [пюльхс’ь], Пÿлĕх [пю­льх’] – в чувашских традиционнах верованиях небесное божество, вестник верховного бога Турă , исполнитель его воли. В молениях П. называли «душу дарящим, душу родящим». По…
Перекет //
ПЕРЕКЕТ [перегет’] – божество бережливости и изобилия в традиционных религиозных верованиях чувашей. По их поверьям, П. имел отца, мать, супругу и множество детей, от него зависели благосостояние семьи, счастливое супружество, плодородие полей и…
Пирĕшти //
ПИРĔШТИ [пирьш’ти] – в традиционных чувашских верованиях дух-хранитель человеческой души, ангел. Согласно поверьям, П. через Кепе или Пÿлĕхçĕ передаёт просьбы людей верховному богу Турă , или, наоборот, от…
Пихампар //
"Скульптурное изображение бога Пихампар. 18 в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (С.-Петербург)."ПИХАМПАР [пигамбар] – в традиционных чувашских верованиях бог, упоминаемый в обрядах после Турă , Кепе , Пÿлĕхçĕ . В мифологии отразились следующие представления о П.: находится в окружении Турă, является…
Поминовения ежегодные традиционные //
"Поминовение усопших на кладбище некрещёных чувашей. Фото из этнографического альбома Н.В. Никольского. Научный архив ЧГИГН."ПОМИНОВЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ – обряды и моления, адресованные духам предков, в течение календарного года. В традицион. верованиях чувашей большое место занимал культ предков , формой выражения особого почтения умершим и стремления…
Симеона Столпника день //
СИМЕОНА СТОЛПНИКА ДЕНЬ, Симен кунĕ отмечается 1/14 сентября в честь христианского святого. По житию, в ревност. служении Богу он 80 лет простоял на столпе, по ночам молился, днём обращал неверующих в христианство, излечивал больных…
Стр. [«] 1 2 3 [»] 

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство