Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ГРАФИКА ( от греч. graphik – пишу, черчу, рисую) – один из основных видов изобразител. искусства и самых древних видов художествен. творчества. Включает в себя рисунок и печат. художествен. произведения (гравюры, лито­графию). Характер. признаком графич. изображения является построение его при помощи линии, штриха и пятна. Особенностью Г. является удобство тиражирования, поэтому она широко используется в обл. массовой агитации и пропаганды: в плакате, листовке, в иллюстрировании и оформлении книг, газет и журналов, в карикатуре и шарже и т.д. Г. также служит средством воспроизведения живопис. и скульптур. произведений. В её основе лежит рисунок. Наиболее распространён. основой для графич. работ является белая бумага (реже цветная). Иногда в Г. используется цвет. В создании художествен. образа в Г. актив. роль играют фактура материалов, специфика графич. техник и приёмов.

Намного позже рисунка появилась печат. гравюра. С 6 в. она известна в Китае, с 14 в. – в Европе, с сер. 16 в. – в России, в Чувашии – с 20 в. Гравюра обладает богатейшим диапазоном функций, видов, жанров, художествен. средств, к-рые в своей совокупности создают бесконеч. возможности для изо­бражения и образного отражения мира, выражения чувств и мыслей автора.

По назначению Г. бывает станковой, книжной, газетно-журнал., приклад. Станковая Г. зародилась в эпоху Возрождения. В ней создаются произведения (иногда серии), относящиеся к традицион. жанрам изобразител. искусства: тематич. композиции, портреты, пейзажи, натюрморты. Одной из основных обл. применения Г. является книга. Книжная Г. включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, конструирование и оформление книги. Более молодой обл. Г. является плакат – в идеологич. борьбе средство политич. агитации и пропаганды (первоначально сложился в 19 в. как вид торговой и театрал. рекламы). Приклад. Г. вносит эстетич. начало в оформление наградных документов (дипломов, грамот, благодарствен. писем и т.д.), приглашений, программ, афиш к общественнозначимым мероприятиям, юбилеям, торжествам и т.п. Особым видом в современ. условиях стала промышлен. Г. – оформление предметов утилитар. характера, изделий индустриал. и пищевой промышленности (товарные знаки, упаковки, этикетки и др.). В этом виде творчества неисчерпаемые возможности таит с себе компьютер. Г.

В чуваш. изобразител. искусстве в 20 в. получили развитие все виды и жанры Г. У истоков станковой и книжной Г. стоит К.В. Иванов, освоивший азы изобразител. искусства в Симбир. чуваш. школе. В его творческом наследии сохранились графич. портреты родителей и современников. Первым чуваш. изданием, сопровождён. иллюстрациями – рисунками К.В. Иванова, был «Новый букварь для чуваш» (1912). После установления Совет. власти наиболее активно развиваются в Чувашии карикатура и плакат. Ведущим мастером карикатуры в 1920-е гг. был В.Ф. Филиппов. Плакат. листы на острые темы современности – борьбы с голодом и разрухой, неграмотностью и трахомой и т.д. – разрабатывали М.С. Спиридонов, А.М. Сорокин и др. С 1924 начинают издаваться журналы «Сунтал», с 1925 – «Капкăн», с 1928 – «Ĕç хĕрарăмĕ». В них сотрудничали художники А.М. Сорокин, М.С. Спиридонов, В.Ф. Филиппов, Г.Я. Поляков и др. Первые профессионал. шаги чуваш. книжной Г. совет. периода связаны с именем М.С. Спиридонова. В 1930 он выполнил иллюстрации к «Букварю для чувашских школ» (чёрная акварель). Начало развития чуваш. станковой Г. нового времени также связано с его именем, о чём свидетельствует лист «Шахтёры-чуваши на фосфоритной шахте в Вурнарах» (1929). Важное значение для развития всех видов и жанров чуваш. Г. сыграло Алатыр. художественно-гравёр. училище (1934–40), организатором и руководителем к-рого был Ф.С. Быков, обладавший высокой художествен. культурой и незауряд. дарованием. В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 в Чебоксарах организован выпуск «Агит-окон». Бригаду московских и чуваш. художников, куда входили Л.А. Жолткевич, С. Эйгес, Л. Дойбан, Э.Я. Адамсон, М.С. Спиридонов и др., возглавлял известный совет. график Г.А. Ечеистов. Послевоен. годы ха­рактерны дальнейшим активным раз­витием Г. Возрождению станковой Г. в значител. степени содействовало творчество Ф.П. Осипова, И.Т. Григорьева, П.В. Сизова (линогравюра), С.Ф. Скрябина и В.А. Баталова (акварель), П.Г. Григорьева-Савушкина (уголь, карандаш). В искусстве плаката активно выступил О.И. Филиппов. Профессионально сильный коллектив художников книги сложился в Чуваш. государствен. издательстве (М.М. Михаэлис, П.В. Сизов, Ю.П. Смирнов, Ф.П. Осипов, А.В. Мочалов, М.А. Ильин, Л.И. Осинский и др.).

Новый этап в развитии чуваш. Г. связан с открытием художественно-графич. факультета в Чуваш. государствен. педагогич. институте (1960). Преподаватели факультета: А.И. Миттов, В.П. Ав­раменко, Р.Ф. Фёдоров, А.А. Ефейкина, М.А. Зобнина, С.С. Головатый, Л.Е. Бураков и др., приехавшие в Чебоксары после окончания ведущих художествен. учеб. заведений страны, активно включились в творческую жизнь и начали представлять чуваш. искусство на зональных, всеросс. и всесоюз. выставках. Они работали как в станковой, так и в книжной Г. На рубеже 1960–70-х гг. ряды чуваш. графиков пополнились зрелыми мастерами искусства – А.В. Акцыновым, Л.М. Акцыновой и Н.Н. Лукиным, приехавшими в Чувашию из Ке­меров. обл. Талантливыми работами в Г. заявили о себе выпускники Чебоксар. художествен. училища В.И. Агеев, В.Е. Емельянов, А.К. Капранов и др. В 1964 в Чуваш. книж. издательстве начал работать выпускник Тбилис. государствен. академии художеств Э.М. Юрьев, вскоре ярко проявивший себя во всех видах и жанрах Г., ставший основоположником чуваш. промышлен. Г., автором многих оригинал. шрифтов, первопроходцем в геральдике, медальерном и других видах искусства.

В изобразител. искусстве Чувашии известны факты, когда графики выступали зачинателями новых тенденций в живописи. Графики по образованию А.И. Миттов, Р.Ф. Фёдоров, а также В.И. Агеев, тяготевшие в начале творческого пути к графич. искусству, впоследствии начали создавать живопис. полотна, отмеченные нетрадицион. подходом к решению историко-тематич. композиций, смелым оперированием живописно-пластич. средствами при организации плоскости холста и создании художествен. образа.

В 1970-е гг. и последующие десятилетия 20 в. ряды графиков пополнялись выпускниками ведущих художествен. вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, художествен. графич. факультета Чуваш. педагогич. института и Чебоксар. художествен. училища, проявившими себя в станковой Г. (В.Я. Арапов, И.И. Григорь­ев, В.Ф. Гришаев, Т.Л. Зверева, Ф.И. Мадуров, Г.П. Маринин, В.В. Назаров, В.Я. Медведев, Н.И. Панасюк, В.В. Пономарёв, Н.И. Садюков, А.П. Титов, Н.А. Уськина, Г.Г. Фомиряков), книжной Г. (В.Г. Бритвин, С.А. Владимиров, В.Н. Гончаров, А.И. Иванов, А.А. Макаров, Т.И. Немцева, Г.М. Онуфриева, П.В. Сизов, В.А. Смирнов (Ростоцкий), В.М. Ширшов, З.И. Чернова и др.), плакате (В.Е. Емельянов, Ю.Н. Николаев, В.Е. Игнатьев и др.). В журнале «Кап­кăн» рядом с художниками старшего поколения В.И. Агеевым, А.А. Быковым, Ю.П. Смирновым, Г.Я. Яковлевым, Н.Л. Яковлевым сотрудничали представители нового поколения сатириков: В.М. Ширшов, А.С. Сафин, В.Е. Иг­натьев, В.Н. Яковлев и др. Был налажен выпуск «Библиотеки «Капкана», в к-рой, наряду со сборниками произведений писателей-сатириков, выходили сборники сатирич. рисунков ведущих художников журнала.

Много новых имён в чуваш. Г. появилось в кон. 20 – нач. 21 вв. Профес­сионально зрелыми и уникальными работами заявили о себе М.М. Гаврилов, А.Л. Мухин, А.С. Насекин, Н.В. Фёдоров, И.А. Улангин и др. в станковой Г.; Д.Ш. Гайнутдинов, М.Д. Давлятшин, Г.В. Ростоцкий и др. – в промышлен. Г.; М.Ю. Николаев, И.Е. Калентьева, Н.И. Орлова, С.В. Самсонов и др. – в книжной Г.

Автор: Ю.В. Викторов.
Иллюстрации
К.В. Иванов. Мать поэта. Уголь. Симбирск. 1911.
К.В. Иванов. Отец поэта. Уголь. Симбирск. 1911.
Ф.С. Быков. «Пахарь». Ксилография. 1935.
О.И. Филиппов. Агитплакат. 1962.
М.А. Ильин. Иллюстрация к книге В.З. Иванова-Паймена «Мост». 1980.
В.Е. Емельянов. Иллюстрация к книге Ю.И. Скворцова «Рак на удочке». 1977.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство