Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [»] 
Çавра юрă //
Ç АВРА ЮР Ă [с’авра юръ] – краткосюжетная [букв. завершённая (по смыслу)] песня, основная поэтическая форма традиционных (прежде всего обрядовых) чувашских народных песен. Самая характерная и художественно привлекател. особенность…
Çатăрка //
Ç АТ Ă РКА [с’адърга], çатăркан, çатăрма, çатăрмак, чатăр, шал­тăркка – зубчатая трещотка, один из чувашских музыкальных инструментов народных , самозвучащий (идиофон). Звук (щёлканье…
Ĕçкĕ-çикĕ юрри //
ĔÇКĔ-ÇИКĔ ЮРРИ, [эс’к’ь-с’иг’ь юрри], ĕçкĕ юрри (букв. песня еды-питья, песня застолья) – жанр традицион. чуваш. народ. песни, застольная лирическая (в литературе встречается также: гостевая, пировая…
«Çавал» //
« Ç АВАЛ» – музыкально-исполнительский коллектив, фольклорный ансамбль эстрадного направления. Создан в 1976 в составе Чувашской государственной филармонии . Первым руководителем был Б.А. Мацко. С 1990 ансамбль возглавляет Л.В. Прокопьева…
«Акатуй» //
"Начальные такты пьесы «Акатуй». «Сăрнай» (Подражание волынке)."«АКАТУЙ» – сюита для фортепиано Г.В. Воробьёва , выдающееся произведение музыкального искусства Чувашии. Известно также под названием «Праздник в колхозе». Создано в 1936 в период учёбы автора в Моск. консерватории. Через несколько лет оно вышло…
«Атăл юрри» //
«АТĂЛ ЮРРИ» (Волжская песня) – журнал Симбирского чувашского литературного кружка. Издавался чуваш. секцией Симбир. губерн. отдела народ. образования на чуваш. языке в 1920–21. Имелись разделы литературы, народ. творчества, науки, критики и…
«Вĕç, вĕç, куккук» //
"Вариант песни «Вĕç, вĕç, куккук», записанный С.М. Максимовым в 1926."«ВĔÇ, ВĔÇ, КУККУК» (Лети, лети, кукушка) – народная песня, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтич. символов чуваш. культуры. До 1920-х гг. её устное бытование ограничивалось небольшой…
«Кай, кай Ивана» //
"В.П. Воробьёв. Кай, кай Ивана."«КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – известное произведение
«Классика» //
«КЛАССИКА » – профессиональный хоровой коллектив, Чебоксар. муниципал. певческая академ
«Линкка» //
"Нотный пример"«ЛИНККА » (чув. линкка – слово-имитатив, подражание сколь­зящему движению) – чувашская народная песня-танец, один из символов традиционной чувашской музыкально-хореографической культуры. Содержание шуточное, обрисовывающее ситуацию молодёжного…
«Мелодии чувашских песен» //
"Титульный лист книги «Мелодия чувашских песен» В.А. Мошкова."«МЕЛОДИИ ЧУВАШСКИХ ПЕСЕН» – труд В.А. Мошкова , первая научная монография о чуваш­ской народной музыке. Опубликован в «Известиях Общества археологии, истории и этно­графии при Императорском Казанском университете» (1893. Т. 11. Вып. 1–4)…
«Нарспи» //
"Сцена из оперы Г.Я. Хирбю «Нарспи». Чувашский государственный музыкальный театр. 1989."«НАРСПИ» – опера Г.Я. Хирбю , Либретто «Н.» максимально прибли­жено к тексту поэмы. Структура оперы – номерная. В основе музыка
«Нимене» //
"Г.Я. Хирбю. «Нимене». Вступление и первый раздел."« НИМЕНЕ » (На помочь) – обработка Г.Я. Хирбю для тенора и смешанного хора, выполненная в 1940–50-е гг. на основе старин. чуваш. народ. трудовой песни ниме юрри (см. Помочи ). Запись одной из таких песен, сделанная в 1931 С.М. Максимовым, стала…
«Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» //
"Титульный лист «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». Симбирск. 1912."«ОБРАЗЦЫ МОТИВОВ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ТЕК­СТЫ К НИМ» – музыкально-фольклорные сборники, составленные преподавателями Симбир. чуваш. учитель­ской школы и изданные в 1908 и 1912 в г. Симбирск. Оба сборника вошли в музыкал. культуру…
«Октябрь çулĕ» //
«ОКТЯБРЬ ÇУЛĔ» (Путь Октября) – песня-кантата для хора а капелла В.П. Воробьёва на стихи Н.Т. Васянки (по А.И. Безыменскому). Впервые исполнена 24 декабря 1928. Непосредственным прототипом му­зыкал. ком­позиции В.П…
«Пентатонная зона» //
«ПЕНТАТОННАЯ ЗОНА» Поволжья и Приуралья – одно из инте­грирующих понятий, характеризующих традиционные музыкальные системы народов Волго-Уральского региона – тюркоязычных башкир, татар, чувашей, финно-угорских марийцев, мордвы, удмуртов…
«Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн» //
«ПИÇНĔ-ПИÇМЕН ÇЫРЛАШĂН» (За неспелой ягодкой) – произведение И.М. Дмитриева , первое в истории чуваш. музыки гармонизации народ. песни
«Сăрнайпа палнай» //
«С Ă РНАЙПА ПАЛНАЙ» (Сарнай и палнай) – первое сочинение для симфонического оркестра в чувашской музыке, создано Ф.П. Павловым в 1928. Оригинальная партитура утеряна, сохранилась автор. рукопись для рояля в 4 руки с примечанием…
«Слакбашские песни» //
"Пример"«СЛАКБАШСКИЕ ПЕСНИ» – цикл обработок чувашских народных песен для хора a cappella Ф.С. Васильева (6 частей, 1971). В его основе собствен. записи композитора, выполнен. на родине К.В. Иванова . В «С.п.» впервые использован мал
«Тă­ван çĕршыв» //
«ТĂВАН ÇĔРШЫВ» (Песня о Родине) – песня композитора Г.С. Лебеде­ва на стихи И.С. Тукташа . Созданная в сер. 1944 для пьесы П.Н. Осипова «Тăван çĕршывра» (В родном краю) и основанная на народно-песенных…
Стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [»] 

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство