Пентатоника // |
ПЕНТАТОНИКА (греч. pente – пять, tоnos – тон) – звуковая система, содержащая 5 звуков разной высоты в пределах октавы. Различаются несколько типов П.: бесполутоновая (ангемитонная), полутоновая, смешан., темперированная. Наиболее распространён. в… |
Песня // |
ПЕСНЯ Куплетная форма ). Чуваш. П. подразделяются на народ. (фольклор.), профессионал., самодеятельные. В традицион. чуваш. культуре П. принадлежит особое место: она несла обрядовую, магическую, сигнал., эстетич., воспитател. и др. функции. Тесн |
Политональность // |
ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание нескольких тональностей или их созвучий для обозначения системы звуковысотных соотношений. П. – сложная ладовая структура, имеющая единый множествен. центр («политонику»), подразумевает наличие нескольких… |
Полифония // |
ПОЛИФОНИЯ (от греч. polys – многочисленный, phn – звук) – 1) вид многоголосия, представляющий собой одновременное сочетание индивидуальных мелодических голосов, равноправных или соподчинённых; 2) основанная на этом виде многоголосия область… |
Поэма // |
ПОЭМА (греч. pоima) – в музыке развёрнутое одночастное произведение для оркестра, обычно программное (симфоническая П.), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение либо небольшая пьеса свободной формы повествовательного или лирического… |
Праздники песни // |
ПРАЗДНИКИ ПЕСНИ – однодневные массовые мероприятия, организуемые в Чувашии с 1953 на основе традиций народного земледельческого праздника Акатуй . По форме прототипом для них послужили Олимпиады искусств (народ. творчества) |
Прелюдия // |
ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (позднелатин. praeludium, от лат. praeludo – играю предварительно, делаю вступление) – небольшая инструментальная пьеса. Первые П. были написаны в 15 в. и представляли собой вступление импровизацион. характера к основной пьесе… |
Причитания // |
ПРИЧИТАНИЯ, плач, причет – жанр народного музыкального поэтического творчества, встречающийся в похоронно-поминальных, свадебных и рекрутских обрядах . Тексты П. изображают трагич. события в жизни общины, семьи или отдельного человека, поэтому… |
Пунктирный ритм // |
ПУНКТИРНЫЙ РИТМ , пунктированный ритм (от лат. punctum – точка) – в музыке ритмический рисунок, образуемый чередованием удлинённой сильной и укороченной слабой доли. Обозначается поставленной справа от ноты точкой, увеличивающей её протяжённость… |
Пуч // |
ПУЧ – духовой мундштучный чувашский музыкальный инструмент народный , разновидность трубы цилиндрической формы. Изготовлялся из древесины. Сохранилось только название (инструмент реконструирован В.С. Черновым). Применялся как пастушеский… |
Рекрутские песни // |
РЕКРУТСКИЕ ПЕСНИ, салтак (некрут) юрри – песни солдат (рекрутов), исполняемые при проводах их на службу в армию или на войну. В текстах чуваш. Р.п. преобладает мотив расставания и разлуки, что сближает их с причитаниями невесты (см. в ст… |
Ритмика чувашских народных песен // |
РИТМИКА ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН – одно из наиболее характерных и важнейших (наряду с пентатоникой ) свойств чувашской народной музыкально-поэтической системы. Для классич. чуваш. обрядовых песен наиболее характерна так наз. квантитативная… |
Рог // |
РОГ – духовой музыкальный инструмент, в к-ром звук производится посредством вибрации губ исполнителя музыкальных инструментов народных , распространён во всех частях света. Разновидностями Р. у чувашей являются кавал |
Романс // |
РОМАНС (испан. romance, от позднелат. romanice, букв. по-романски, т.е. по-испански) – камерное музыкальное произведение вокально-инструментального жанра, исполняющееся преимущественно на поэтические тексты лирического характера; инструментальная… |
Российская академия музыки им. Гнесиных // |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ (РАМ) (до 1993 Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных) – высшее музыкально-педагогическое учебное заведение России. Открыто в 1944 на базе училища им. Гнесиных, созданного в 1895… |
Самодеятельность музыкальная // |
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ – род народного художественного творчества, осуществляемого любителями в жанрах и формах главным образом профессионального музыкального искусства. В Чувашии, как и во всей России, С.м. появилась в совет. время, заменив… |
Сводный хор // |
СВОДНЫЙ ХОР республиканский – исполнительский коллектив, объединяющий самодеятельные и профессиональные хоры Чувашии, прошедшие предварительный отбор на районных и городских смотрах. Репертуар С.х. определялся на основе рекомендаций оргкомитета… |
Симфоническая музыка // |
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА – музыка, написанная для исполнения симфоническим оркестром , в отдельных случаях – с участием хора и певцов-солистов. К С.м. относятся и сочинения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра. Возникла в сер. 18… |
Симфонический оркестр // |
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР – разновидность оркестра, представляющая собой большой коллектив музыкантов, играющих на инструментах 4 групп (струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные); собрание инструментов такого коллектива. С.о. появился в… |
Симфония // |
СИМФОНИЯ (греч. symphonia – созвучие) – музыкальное произведение в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки, один из важнейших жанров симфонической музыки . Исполняется симфонич. оркестром, в отдельных случаях с… |
|