Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

«ЧУВАШКИНО»кинотрест при Народном комиссариате просвещения Чувашской АССР. Образован в 1927 как фотоки­нема­то­графическое управление. Основан И.С. Максимовым-Кошкин­ским. В задачу «Ч.» входили производство и сбыт на кинорынках художествен. и документал. фильмов о жизни, быте, хозяйственно-культурном строительстве Чувашии, подготовка сценаристов, актёров, режиссёров и художников, развёртывание и эксплуатация стационарной и передвижной киносети. С 1930 в сос­таве общест­вен. объединения кинофотопромышленности «Союзкино».

Идея создания киностудии возникла в ходе съёмок первого чуваш. игрового фильма «Атăл пăлхавçисем» (Волжские бунтари, 1926), в к-ром была сделана по­пытка осмысления художествен. средствами значения первой рус. революции 1905–07.

К съёмкам второго фильма «Сарпиге» («Женщина», «Зора») по мотивам драмы-сказки Н.Г. Гарина-Михайловского «Зора» приступили в соответствии с решением ЦИК ЧАССР. Действие фильма происходит в кон. 19 в. Помещик Гарин соблазнил крестьян. девушку Зору. Поверив уговорам барина, она в день свадьбы сбежала от своего жениха Зораима. По обвинению в убийстве невесты того бросают в тюрьму. Зора стала забавой для скучающего барина. Бежавший из тюрьмы Зораим поднял чувашей-односельчан против Гарина. Помещик вызывает солдат для подавления бунта. Зора пытается предостеречь повстанцев, но погибает от рук Гарина. В смертельной схватке Зораим убивает помещика.

Премьера состоялась 12 марта 1927 в Москве, 24 апреля 1927 – в Чебоксарах. Автор сценария И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр О.Н. Фрелих, оператор А.Ф. Винклер, художник Б.В. Дубовский-Эшке, ассистенты режиссёра Г.А. Лев­коев, В.А. Массино, помощник режиссёра К.Е. Егоров, монтаж Б.М. Шелонцева. В ролях: Тани Юн (Сарпиге), А.А. Файт (Гарин), О.Д. Быстрицкая (Маргарита), И.А. Слобод­ской (Мельник), Г.А. Левкоев (Ивашка), Р. Сарде (Эли), В.А. Массино (Зораим), И.С. Максимов-Кошкинский (Сват). Фильм не сохранился.

В фильме «Хура юпа» (Чёрный столб, 7 ч., 1927) отображены события революции 1905–07. Чуваш. революционер Тевлет бежал из заключения и вернулся в родную деревню. Здесь он встретился с любимой девушкой Уркка – дочерью ­богатого крестьянина Шакмака. Желая породниться с богачом Каруком, Шакмак решил отдать за него дочь. Тевлет и Уркка решают бежать. Но на Тевлета донесли и он вынужден скрыться. ­Урк­ку насильно выдают за Карука. Она рассказывает крестьянам, что источником богатств её мужа является конокрадство. Тевлету удаётся поймать подручных Карука, устроивших поджог. Во время преследования стражники убивают Тевлета. У околицы деревни полицией водружается чёрный столб – знак «по­литической неблагонадёжности» ее жителей.

Премьера состоялась 17 февраля 1928. Автор сценария И.С. Максимов-Кош­кинский, режиссёры И.С. Максимов-Кошкинский и Б.М. Шелонцев, оператор Г. Егиазаров, художник К.В. Васильев, ассистенты режиссёра В. Королевич, Д. Коновалов. В ролях: И.А. Слободской (Шакмак), Тани Юн (Уркка), П.Н. Осипов (Тевлет), Д. Коновалов (Пикбав), Г.В. Парне (Левендей). Фильм не сохранился.

О борьбе чуваш. крестьян с крупными землевладельцами повествовал фильм «Ял» (Вихрь на Волге, 6 ч., 1928). Весть об Октябр. революции 1917 ещё не донеслась до чуваш. села Этремень. Здесь по-прежнему хозяйничают братья Эливановы. Секретарь волостной управы составляет выгодные для них условия распродажи земли. Среди крестьян возникают волнения. С отхожих промыслов возвращается шахтёр Алексей Аросланов. Он разъясняет смысл Декрета о земле. Крестьяне разгоняют контрреволюционную управу. Николай Эливанов бежит. Путь ему преграждает Волга. ­Поняв безнадежность своего положения, Эливанов застрелился.

Дата премьеры неизвестна. Автор сценария Д.П. Петров, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, оператор Г. Егиазаров, художник К.М. Катнуй, ассистент ре­жиссёра Г.В. Парне, помощник режиссёра К.Е. Егоров. В ролях: И. Капралов (Аросланов), Тани Юн (Мария), Г.В. Парне (Иван Сурбан), Ф. Биктимирова (Екатерина Сурбан), П.Ю. Подвальный (Николай Эливанов), К.Е. Егоров (Секретарь управы), К.М. Катнуй (Яков Эливанов), И.С. Максимов-Кошкинский (Василь Васильич). Сохранилась 1-я часть фильма. В 2009 создана её озвученная версия.

К числу заметных достижений чуваш. кинематографии зрители и критики отнесли остросюжетный фильм «Апай­ка» (Прачка, 6 ч., 1930). В годы Граждан. войны в одной из казан. прачечных работала чуваш. девушка Таиса. Буржуазная клиентура называла её пренебрежительно «апайкой». В дни, когда в городе вспыхнул белогвардейский мятеж, Таиса познакомилась с большевиком Валиевым, полюбила его и стала активным участником революционной борьбы. По заданию подпольного комитета она должна была передать в штаб важную шифровку. Случай свёл девушку с её братом, белогвардейским офицером. После допроса Таиса оказалась в тюрьме. Вырвавшись из застенка, она вместе с Валиевым предотвращает подготовленный белыми взрыв железнодорож. моста.

Премьера прошла 25 апреля 1930 в Че­боксарах. Автор сценария и режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, оператор Э. Никулеску, художник А. Певзнер, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: Тани Юн (Таиса), К. Чебышева (Хозяйка), А. Тимонтаев (Валиев), А. Ма­лаев (Чербай). Фильм не сохранился.

О борьбе колхозников за расширение посевных площадей повествовала кар­тина «Киремет кати» (Священная роща, 5 ч., 1931). В одной из деревень Чувашии колхоз­ники страдают от малоземелья. Ком­сомольцы предлагают вырубить «священную рощу» и увеличить земельный фонд. Верующая часть колхозников выступает против, однако малоземелье заставляет их идти на компромисс. Решено вместо рощи оставить одно «священное» дерево. Сын кулака в прово­кационных целях срубает это дерево. Опасаясь, что это повлечет божью кару, колхозники приходят в смятение, забирают лошадей и имущество из колхоза. Вскоре один из них обнаруживает около срубленного дерева расчётную книжку, оброненную порубщиком. Провокация раскрыта, колхозники дружно включаются в работу.

Дата премьеры неизвестна. Авторы сценария А.М. Чистяков и И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, операторы Н. Зеленов и И. Сидельников, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: С. Никитин (Ком­сомоль­ской секретарь), Г.В. Парне (Ягур Василич), И.С. Максимов-Кошкинский (Василь Василич), П. Медиков (Сын ­кулака), Тани Юн (Жена), М.Комаров (Кузнец). Фильм сохранился полностью.

Последний игровой фильм «Ч.» «Ас­ту» (Помни, 6 ч., 1932) вышел на экраны под эгидой «Востоккино». Его темой также является колхозное строительство. В чуваш. деревене кулаки-сектанты пытаются раз­валить обществен. хозяйство. Колхозники находят выход из тупикового положения. Кулаки и их ­пособники изобличены. Ранее колебавшиеся крестьяне-чуваши порывают с ­сектой «христовых слуг» и вступают в колхоз.

Авторы сценария Н.Ф. Мранька, И.С. Максимов-Кошкинский, режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, оператор Н. Зеленов, ассистент режиссёра Г.В. Парне. В ролях: И.В. Штраух (Степан), Тани Юн (Вера), К.Е. Егоров (Карук), И.С. Максимов-Кошкинский (Арлан), Г.В. Парне (Тихомиров). Фильм не сохранился.

Фильмы «Ч.» относятся к дозвуко­во­му периоду развития кинематографа. Их демонстрация в ряде случаев сопровождалась исполнением чуваш. музыки. Кроме игровых, в активе «Ч.» имелись документал. фильмы: полномет­ражный этнографический «Страна чувашская» (1927, автор сценария и режиссёр В. Королевич, операторы Д. Ильин, И. Блейн; сохранился полностью); короткометражный «60 лет чувашской грамоте» (1928, автор сценария и режиссёр Г.В. Парне, оператор Г. Сидельников; не сохранился); полнометражный «Рож­дённая Ок­тяб­рём» (1931) (авторы сценария и режиссёры И.С. Максимов-Кошкинский, А.М. Чистяков, не сохранился), а также 11 киножурналов. Операторы «Ч.» регулярно снимали сюжеты для всесоюз. ­киножурналов.

Фильмы «Ч.» приобретались для демонстрации на всесоюз. и зарубеж. экранах. О них публиковались статьи и рецензии в журналах «Советский экран», «Кино-фронт», «Кино и жизнь», «Советское кино», а также в американ., ­не­­­-мец., египет. печати. Актёры и ре­­жис­сё­ры, дебютировавшие в «Ч.», ­ста­ли видными деятелями совет. кино (П.П. Петров-Бытов, А.Ф. Винклер, Г.А. Лев­коев, В.А. Массино, Б.М. Шелонцев, А.А. Файт, П.Ю. Подвальный, О.Д. Быстрицкая, А. Тимонтаев, Братья Васильевы и др.).

Значител. вклад внесло «Ч.» в кино­фикацию республики. В 1931 «Ч.» во­шло в состав АО «Востоккино». «Ч.» как одна из первых национальных ки­но­организаций страны сыграло заметную роль в становлении и развитии совет. кино­искусства. Большинство фильмов уничтожено в кон. 1930-х гг., когда И.С. Максимов-Кошкинский и Тани Юн были незаконно репрессированы.

Автор: В.Н. Алексеев.
Лит.: Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 1. М.: Искусство, 1961; Тани Юн Т.С. Иртнĕ кунсем-çулсем. Ч.,1972; Антонов М.К. Из истории «Чувашкино» //Уч. зап. ЧНИИ. Вып. 35. Ч., 1967; Алексин В.Н. Чувашское лицо «великого немого» // КИЛ. 2008. №4.
Иллюстрации
Кадр из фильма «Чёрный столб». Обложка немецкого журнала «AIZ». Берлин. 1927.
На съёмках художественного фильма «Апайка». В центре И.С. Максимов-Кошкинский. 1929.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство