Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНЫЕ орудия и приспособления, используемые для производства фиксированных по высоте звуков или организованного ритма, важный атрибут традицион. музыкал., хореографич., игровой культуры любого народа. С их помощью создаются наигрыши, аккомпанементы, подаются звуковые сигналы различ. назначения. От профессионал. музыкал. инструментов М.и.н. отличаются самобытными свойствами и разнообразием.

Количество извест. чуваш. М.и.н. достигает нескольких десятков. Согласно общепринятой классификации они могут быть распределены на 3 группы. Группа струнных представлена смычковым сĕрме купăс и щипковыми кĕсле и тăмра. Группа духовых подразделяется на 3 вида: свистящие шăхлич, тăм шăхлич, язычковые шăпăр, сăрнай, тутут, тÿт, хут купăс, пип-пип, мундштучные – сигнальные роги какăр, кавал, трубы пуч и нахра. Группа ударных и шумовых подразделяется на самозвучащие и мембранные. Самозвучащие весьма разнообразны, включают в себя: колотушки шакмак, шакăртма, зубчатую трещотку çатăрка, колокольчики шăнкăрав, бубенчики шăнкăрма, колокол чан, треугольник тренчĕл, тинкелтин, чанкăрти, жужжащий вращательный сĕр, щипковый вархан и др. В качестве самозвучащих могут использоваться также бытовые предметы: кашăк (ложки), печные заслонки питлĕх, бутылки кĕленче, валёк кĕпе тукмакĕ и стиральная доска. К мембран. относятся параппан, бубен тункăр, мирлитон тура-купăс (турапа калани, т.е. «игра на гребешке»).

Первые сведения в письмен. источниках о чуваш. М.и.н. относятся к 18 в. В трудах Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, И.Г. Георги, К.С. Мильковича, М.Д. Чулкова упоминаются волынка (сăрнай), пузырь (шăпăр), гусли (кĕсле), гудок (сĕрме купăс), «губной орган» (вархан). Другого рода историч. ориентиры дают археологич. раскопки поселений периода Волжско-Кам. Болгарии, в к-рых обнаружены отдел. фрагменты духовых и струнных инструментов. По предположениям нек-рых исследова­телей (Ф.П. Павлов, Р.Н. Сефтерски, С.Г. Дончев), в ещё более раннее время болгаро-сувар. племена (в числе к-рых находились предки чувашей), вместе с др. тюркоязыч. переселенцами сер. 1-го тыс. н.э., явились переносчиками в Восточ. Европу прототипов струнных щипковых и смычковых инструментов. Достаточно полные данные о состоянии чуваш. музыкал. инструментария в 1-й трети 20 в. содержатся в статье «Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей» В.М. Кривоносова (опубликована в 1986; на её основе написан и чуваш. раздел в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР»). К этому времени многие чуваш. М.и.н. вышли из активного употребления, нек-рые остались лишь названиями в народ. языке. С 1980-х гг., когда в обществе возрос интерес к аутентичному фольклорному исполнительству, наблюдается процесс восстановления и реконструкции нек-рых М.и.н. Большую роль сыграла исследовател. деятельность народ. мастера В.С. Чернова, опубликовавшего ряд статей по этому вопросу и реконструировавшего нек-рые инструменты. На этой волне в практике чуваш. фольклорных исполнителей появились и новые виды М.и.н., ранее не зафиксированных у чувашей: многоствольная флейта (на к-рую было перенесено название варгана «палнай»), струнный щипковый «тренчел» (под этим названием ранее был известен треугольник), трещотки из деревян. планок (заимствованные из практики рус. фольк­лорных ансамблей).

В традицион. культуре чувашей М.и.н. выполняют разные функции. Музыкально-эстетич. функция выступает на первый план во время праздников и раз­влечений. Наиболее употребительны в быту сĕрме купăс, шăпăр, сăрнай, кĕсле (в 20 в. они всё более вытесняются гармоникой). В ансамблях с ними могут выступать также самозвучащие и мембранные. Эти же М.и.н. чуваш. выполняют обрядово-магич. функции во время семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магич. силу. Многие чуваш. М.и.н. используются и в прикладных функциях – колокольчики при пастьбе скота, бубенчики в конской упряжи. Сигнальные функции выполняли рог, труба, колокол, колотушки ночных сторожей. Ряд инструментов использовался в дет. играх. Ансамбли – основная форма инструментал. исполнительства у чувашей – сочетают в себе духовые (волынки), струнные (сĕрме купăс или кĕсле), мембранные и самозвучащие инструменты. Составы таких ансамблей сильно варьируются.

Изготовление таких чуваш. М.и.н. как сĕрме купăс, кĕсле, параппан, позднее и хут купăс, в Чувашии было предметом ремеслен. производства, о чём имеются сведения с 18 в. В кон. 19 – нач. 20 вв. лучшие работы чуваш. мастеров демонстрировались на выставках в Москве, С.-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Киеве, продавались в музыкал. магазинах, на ярмарках. Наиболее известны мастера П.Е. Волков, М.Ф. Филиппов, В.Е. Руссков, Н.Л. Эриванов, В.И. Адюков.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Чувашская АССР // Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд. 2-е. М., 1975; Чернов В. С. Чувашские народные музыкальные инструменты. Ч., 2008; Яковлев В. И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Казань, 2001.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство