Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КАЛĂМ [калъм] – весенний праздник проводов старого года, изгнания злых духов и болезней, поминовения покойников, исполнявшийся некрещёными чувашами в неделю перед мăнкун. К. продолжался в течение недели с молитвами и жертвоприношениями в кругу родственников и завершался проведением вирĕм (у верховых) или сĕрен (у низовых) – обряда изгнания злых духов. Обязательными компонентами К. были банное очищение во вторник (с исполнением обрядов «помывки усопших»), приглашение родственников, в т.ч. покойных, в старшую семью семейно-родственной группы накануне праздника и обход круга родственников, начинавшийся со среды. Родственников-односельчан объ­езжал с обрядовым приглашением подросток, одетый в праздничную одежду, с нагайкой, верхом на коне, украшенном лентами и покрытом узорной попоной. В среду [в  кĕçĕн (малый) К.] собирались у старшего родственника, резали жертвенное животное, вечером устраивали поминальную трапезу. На стол подавали каравай хлеба, чăкăт (сыр), выпечку, участникам в ладонь вкладывали по куску хлеба и сыра, распечатывали бочку пива. Глава семьи зажигал большую свечу на центральном столбе избы уша юпи  и маленькие свечи по числу умерших – на восточной внутренней стороне избы, молился верховному богу Турă, обращался к предкам, для к-рых каждым участником совершалось ритуальное кормление. После выноса к столбу ворот ритуальной пищи для усопших начиналась трапеза и веселье. В последующие дни собирались у других родственников.  В четверг окуривали огороды, хмельники; ночью в овраге зажигали костры. В ночь перед мăнкун (т. е. в К. каç), по представлениям чувашей, колдуны, злые духи проявляли особую активность, поэтому надлежало предпринять действия предохранительной магии.

Во 2-й пол. 19 в. некрещёные чуваши стали увязывать К. с неделей православной Пасхи, начинать с предпасхальной среды (в нек-рых местностях – четверга), завершающим днём считать субботу, когда следует молиться Турă и исполнять заключительные обряды сĕрен.

Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство