Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МЕЛОДИЯ (греч. melodia – пение, напев, песня), кĕвĕ, диал. çемĕ – важнейшее выразительное средство искусства музыки, его исторически первичная и простейшая форма. В противоположность гармонии, объединяющей звуки в одновременности, образуя «вертикаль» музыкал. звучания, М. – отдельно взятая «горизонталь», последовател. ряд звуков одного голоса, связанных между собой в смысловое целое (отсюда определение М. как музыкал. мысли, выраженной одноголосно). В одноголосии М. становится синонимом понятия «музыка». В многоголос. музыке гомо­фо­нич. склада (см. Гомофония) М. называют солирующий голос, противополагаемый аккомпанементу. Вокальная М. нередко именуется также напевом (обычно по отношению к песне). Выразительность М. коренится в опосредован., иногда и прямых, связях с интонациями речи, линией жеста, телодвижений, опирается на определён. эмоционал. тонус, передаваемый высотой звука, ритмом, громкостью, темпом, тембровыми нюансами и т.д., а также динамикой их изменений. В отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определён. высоты, музыкал. интервалами; мелодические звуки имеют ладовую и ритмич. организацию того или иного рода (напр., в чуваш. музыке это пентатоника, квантитативная ритмика). Их последовательность образует линию, или мелодический рисунок – восходящий, нисходящий, волнообразный. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душев. движения (движение вверх связывается с эмоционал. подъёмом, вниз – с ус­покоением). Неисчерпаемая сокровищница М. – народ. музыкал. творчество. Большую ценность представляют старин. крестьян. М., привлекающие глубиной и естественностью выражения национал. характера. Опираясь на многовековые традиции фольклор. и профессионал. мелодического творчества, композиторы развивают существующие типы М.

Одна из древнейших моделей М., известная большинству культур с развитыми традициями мелодизма, – нисходящая линия, начинающаяся с высокого звука и завершающаяся спуском или падением к нижнему устою (в теории музыки используется понятие «вершина-источник», характеризующее структуру этих М.). Такая линия, более или менее завуалированная частичными отступлениями от прямого движения, лежит в основе и фольклор. напевов. Однако ограничение прямолинейным движением эстетически бедно и малопривлекательно. В народ. напевах простое прямолинейное нисхождение музыкал. фраз разнообразится с помощью встреч. движения внутри фраз. Простейший случай представлен в М. чуваш. народ. песни «Çÿлĕ тусем çинче» (На высоких горах), (пример 1). Приёмов подобного расцвечивания мелодической линии много. В чуваш. фольклоре встречаются оригинал. по изобретательности М., напр., М. песни «Атте пахчи» (Батюшкин сад), (пример 2), многократно использованная композиторами в разных произведениях (от небольших пьес до симфонии). Её совершенство заключено в пластичности мелодической линии, сначала восходящей к верхнему миb2, от к-рого начинается неспешное нисхождение к кадансам на звуке миb1, затем доb1 и, наконец, нижнему сиb. Музыкал. фразы «перетекают» одна в другую, интонацион. процесс непрерывен. Специал. анализ позволяет увидеть механизм тончайших интонацион. трансформаций исходных попевок, каковых (разных) всего две. Первая (помечена в нотах литерой а) «закручена вовнутрь», т.е. её опора по высоте занимает середин. позицию, порождая ощущение незаконченности, требующей продолжения, ответа. Попевка а проходит 5 раз, каждый раз обновляясь (со сдвигом на интервал секунды вверх, кварты, терции вниз, в послед. случае – квинты вниз и изменяясь ритмически и интонационно). Вторая попевка (b) нисходит к опоре вниз, снимая напряжение. Она даёт ответ и, в соединении с попевкой a, дважды образует устойчивые строки (первую и третью). Попевки различаются также по ритму (а – трёхдольна, b – двудольна). Один из вариантов первой попевки (а35) представляет собой сочетание её смещения на квинту и соединения с ритмом попевки б. М. «Атте пахчи» первоначально развивается в пентатонном ладозвукоряде b–c1–es1–f1–g1–b1–c2–es2, заканчивается же в другом, весьма редком (так наз. звукоряд «ля»): b–c1–es1–f1–as1.

Для достижения специал. выразительных эффектов композитор может, преодолевая естественную тенденцию мелодической линии к движению вниз, противопоставить ей восходящую концовку. Подобный случай находим в М. ариозо Нарспи, в к-ром героиня предстаёт в момент высшего эмоционал. напряжения и выражает решимость добровольно уйти из жизни (пример 3).

В теории музыки описаны многообраз. традиции мелодического творчества разных времён и народов. В частности, свои типы М. были свойственны таким крупнейшим пластам мировой музыки, как песнопения католич. и православ. церкви, восточ. монодич. культуры, итальян. опера, тематизм немецко-австрийской сонатно-симфонич. музыки, тематизм рус. вокал. и инструментал. музыки и т.д. Музыкал. искусство 21 в. унаследовало всё богатство мелодич. изобретательности предыдущих эпох и культур и представляет собой картину большой пестроты. Различ. типы М. представлены и в чуваш. композитор. и народ. музыке.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Иллюстрации
Примеры 1, 2, 3

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство