Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ХОРОВОЕ ИСКУССТВО – коллективное исполнение вокальной му­зыки, хоровое пение и совокупность произведений для такого исполнения. Одно из древнейших проявлений музыкального твор­чества. Характерно для музыки уст­ной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятел. жанр (хор а капелла), так и в составе синтетических (вокально-симфонич., музыкально-театрал.) жанров.

     В Чувашии одна из основных форм музыкально-испол­нител. и компо­зи­тор. творчества. На­ционал. хоровое исполнительство уходит корнями в ансамблевое пение, традиционно преобладавшее в чуваш. народ. музыке. Коллектив. исполнение обрядовых мелодий как правило приводило к образованию фактуры гетерофонного типа. В песнях низовых чувашей часто встречался развитой двух- и трёхголосный склад.

     Большую роль в распространении Х.и. с кон. 1860-х гг. сыграло обучение пению в школе и церкви. Занятия проводились на рус. и чуваш. языках, в репертуаре хоров были церковные песнопения и рус. народ. песни. До 1917 свое­образными хоровыми центрами были Симбирская чувашская школа и Ка­занская учительская семинария. Основным учеб. пособием по музыке в них стал «Курс хорового церковного пения» С.В. Смоленского. Под руководством последнего Н.А. Александровым были подготовлены партитуры полного цикла «Хоровых церковных песнопений на чувашском языке», неоднократно переиздававшиеся.

     Публич. выступления чуваш. хоров (в т.ч. со светским репертуаром) зафик­сированы в 1896 и позднее. Высокого уровня достигло исполнительское мастерство хора Симбир. чуваш. учител. школы в период работы И.М. Дмитриева (см. Музыка в Симбирской чуваш­ской учительской школе).

     В 1917–20-х гг. хоровое пение на национал. основе стало централ. формой массового музыкал. движения в Чувашии. Очагами развития национал. Х.и. были города Симбирск, Казань, Чебоксары, Уфа, Москва. В этот период хоровая музыка обрела новые организацион. формы распространения, она звучала на манифестациях и митингах, в клубах, народ. домах, кружках любителей музыки. Репертуар обогащался революцион. песнями, произведениями из первых сборников обработок чуваш. народ. песен, изданных в 1918 (С.М. Максимов) и 1919 (Ф.П. Павлов). Формированию хоровой культуры способство­вали национал. хоры под управлением Ф.П. Павлова (1918–19, с. Акулево; 1920–23, Чебоксары), В.П. Воробьёва. Профессионал. хоровые коллективы в Чувашии действовали с 1924, когда В.П. Воробьёвым был создан Чуваш. хор Чебоксар. музыкал. школы, впоследствии Чуваш. государствен. хор (ныне хоровая группа Чувашского государственного академического ансамбля песни и тан­ца). Позднее возникли Вокальный ансамбль Чувашского радиокомитета (1943), Хор Чувашской государственной телерадиокомпании (1967), ансамбль «Уяв» (1985), капелла «Классика» (1992).

     Хоровое исполнительство стало основной формой в художествен. самодеятельности Чувашии. Старейшие национал. хоры были сел. самодеятел. коллективами. Среди них хоры сёл Тораево (организован в 1918, руководитель Ф.И. Иванов), Тогаево (1924, А.П. Петров) и Турмыши (1940, Г.В. Васильев, Н.Д. Казаков), деревень Малое Маклашкино (1935, А.Н. Тогаев), Первое Семёново (1929, И.И. Иванов, А.Г. Герасимова), Астакасы (1942, А.П. Петров). Большую помощь в создании репертуара для них оказали чуваш. композиторы. С 1932 любител. хоры принимали участие в олимпиадах чуваш. искусства, смотрах народ. творчества, фестивалях и праздниках песни и труда. Для координации развития хорового движения в 1958 создано Хоровое общество Чуваш. АССР.  В 1930–50-х гг. хоровая самодеятельность активно развивалась, к 1962 в Чувашии существовало более 600 хоровых коллективов. Лучшие кол­лек­тивы выступали в составе сводного хора на праздниках песни и труда, в разные годы им руководили Ф.М. Лукин, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, Г.Я. Хи­р­бю, М.Н. Яклашкин и др. В 1959 из музыкантов-любителей создан Чуваш. народ. хор под руководством А.Г. Орлова-Шузьма.

     В композитор. творчестве первые хоровые сочинения появились в 1908. В 1910-х гг. в творчестве И.М. Дмитриева, П.М. Миронова, Т.П. Парамонова, Г.Г. Лискова, Ф.П. Павлова, С.М. Максимова развивался преимущественно жанр гармонизации  и обработки на­род. песни для хора без сопровождения. В 1920-х гг. наряду с обработками создавались оригинал. сочинения для хора как без сопровождения, так и в сопровождении фортепиано (Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьёв, Г.Г. Лисков). Кроме куплетной, использовались куплетно-вариацион., трёх­частные, контрастно-составные формы [хоры «Чĕнтĕрлĕ кĕпер» (Мост резной), «Хĕрлĕ салтак юрри» (Красноармейская) Ф.П. Павлова, песня-кантата «Октябрь çулĕ» (Путь Октября), хор «Тă­пачă юр­ри» (Подражание молотьбе) В.П. Воробьёва, хоры «Кĕреке юрри» (Застольная), «Шанчăк» (Надежда) С.М. Максимова]. Жанр обработки чуваш. народ. песен получил развитие также в творчест­ве рус. композиторов А.Н. Александ­рова, В.А. Белого, А.А. Егорова, А.А. Касьянова, М.В. Коваля, С.Е. Фейнберга и др.

     В 1930–40-х гг. в Х.и. преобладал жанр массовой песни на актуал. те­матику. Среди авторов В.П. Воробьёв, Г.Г. Лисков, И.В. Люблин, представи­тели нового поколения чуваш. компо­зиторов Г.В. Воробьёв, Г.Я. Хирбю, Ф.М. Лукин, Г.С. Лебедев, А.Г. Орлов-Шузьм. Первые кантаты «Аслă Октябрь саманĕ» (Эпоха Октября, 1933), «Чăваш сăвви» (Чувашская песнь о соловье, 1936) создал В.М. Кривоносов.

     В 1950–60-х гг. для Х.и. по-прежнему наиболее характерен жанр массовой хоровой песни. Особое развитие получил жанр многочастной кантаты и оратории на обществен. тематику («Ленин» А.В. Асламаса, «Песнь славы» В.А. Ходяшева, «Самана» (Эпоха Октября) и «Ленин Атăл çинче» (Ленин на Волге) Ф.С. Васильева, «Кантата о Ленине» и «Патриотическая оратория» Г.Я. Хирбю и др.). С 1970-х гг. наряду с хоровой песней, остающейся в центре внимания большинства композиторов, кантатой и ораторией возродился интерес к хоровым обработкам фольклора. Среди них выделяется шеcтичастный цикл хоров без сопровождения «Слакбашские песни» Ф.С. Васильева (1971). С 1980-х гг. Х.и. поднялось на качественно новый уровень благодаря творчеству А.Г. Васильева. Его произведения фольклор. и лирико-психологич. тематики внесли значител. вклад в развитие национал. хоровой культуры. В творчестве композитора представлены различ. жанры Х.и.: кантаты, хоры и циклы хоров, сюиты, концерты, поэмы, вариации. С 1990-х гг. к жанрам хоровой музыки обраща­ются Л.Л. Быренкова, Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова, О.П. Трифонов, Л.В. Чекушкина.

Автор: М.Г. Кондратьев, Л.И. Бушуева.
Лит.: Чăваш халăхĕ юрлать (Поёт чувашский народ). Ч., 1962; Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. Ч., 1976; Кондратьев М.Г. Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР. Ч., 1989.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство