Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛАД – звуковысотное соподчинение тонов определённой звуковой системы (звукоряда), позволяющее слуху воспринимать те или иные сопряжения музыкальных звуков дифференцированно – в конечном счёте как интонационно осмысленные и способные нести эстетическую информацию. Одна из важнейших и теоретически разработанных аналитических категорий музыковедения. Теория Л. входит в основы учений о тональности, гармонии, полифонии, а также – мелодике и музыкальной композиции.

Л. образуют ладовые системы, классифицируемые: 1) по историко-культур. свойствам, т. е. принадлежности к тем или иным цивилизациям или эпохам (монодические, тонально-гармонические, созданные композиторами 19–20 вв. искусственные Л.; также Л. «дозву­коряд­ного-доладового» типа в раннефольклорном интонировании и «внеладовые» – при проявлениях атональности или сонорики в музыке композиторов постромантического периода); 2) по звуковому составу, т. е. теоретически: экмелические, диатонические (в т. ч. олиготонные, пентатонные, гептатонные), хроматические, микрохроматические.

В чуваш. народ. музыке господст­вуют монодические Л. диатонической структуры, преимущественно это пентатоника (с её разновидностями) и гептатоника (в т. ч. дорийский, ионийский, миксолидийский, эолийский лады). Встречаются также образцы олиготоники, элементы микрохроматики, экмелики, т. е. внезвукорядного интонирования (см. Южночувашский лад). Эти же Л. вошли в интонацион. фундамент национал. композиторского искусства. Исходно сформирован. в модальной и монодической системах, здесь они претерпели трансформацию, оказавшись подчинёнными закономерностям тонально-гар­монической ладовой системы, а в кон. 20 в. – и в сфере атональности. Профессионал. музыканты в своём творчестве не ограничивались традицион. фольклорными Л. Стремясь достичь определённых художествен. эффектов, композиторы использовали практически любые ладовые средства современ. музыки. Кроме разновидностей диатоники, это хроматика и нек-рые искусствен. Л., к-рые используются как выразител. средство для создания особо экспрессивных, экзотических или антигуманистических образов.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Чăваш халăх юрри: Кĕвĕ-çе­мĕ уйрăмлăхĕсем // Халăх эткерĕ. Ш., 1996; Он же. Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия НАНИ Чуваш. Респ. 1996. №5.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство