Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – вид изобразительного искусства, произведения к-рого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов. С. трёхмерна и осязаема, её выразительность достигается с помощью построения объёмов, масс, ритмических соотношений деталей, фактур. обработки поверхности, силуэта. Основным объектом изображения является человек, через внеш. облик к-рого пере­даётся его внутрен. мир, характер, психологич. состояние, рассказывается о том или ином событии. Глав. жанры – портрет, историч., бытовые, символич., аллегорические изображения, анима­листический жанр. Материалами С. являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожжён. глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор), гипс, стекло, пластилин, воск, синтетич. полимерные составы. Используются различ. технич. методы обработки: лепка, высекание, резьба, литьё, чеканка, ковка, сварка.

Различаются С. круглая и рельеф. Особенность круглой С. (однофигур. и многофигур. композиции, конный памятник, бюст, статуэтка) – её свобод. размещение в пространстве, образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения. В рельефе изображение размещено на плоскости и выступает из неё (выпуклый рельеф) или углубляется в неё (углублён. рельеф). Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф – низкий рельеф, в к-ром изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объёма, и горельеф – высокий рельеф, в к-ром изображение возвышается над плоскостью фона более чем на половину объёма и воспринимается почти круглой скульптурой. Рельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориал. доски, монеты, медали и др.

В чуваш. народ. искусстве имеет место многовековая история культовой антропоморфной С. В 1920-х гг. появились единич. станковые и монументал. произведения, создан. художниками-профессионалами и самоучками в традициях рус. реалистической школы. Становление искусства С. в Чувашии происходит в 1960-х гг., когда в Чебоксарах плодотворно работали В.И. Ба­жинов, Э.М. Агаян и И.Б. Слободова, сочетая творч. деятельность с педагогической. На художественно-графич. факультете Чуваш. государствен. педа­гогич. инс­титута была организована скульптур. мастерская. Во 2-й пол. 1960-х гг. в Чебоксарах начали работать Ю.И. Ксенофонтов, А.К. Брындин, затем В.П. Нагорнов, В.А. Зотиков. Извест. скульпторами стали выпускники ЧГПИ Ф.И. Маду­ров, П.С. Пупин, С.Н. Кадикин, В.А. Кузьмин и др. Расширились жанровые границы С. Более сложной стала содержател., психологич. характеристика образов, усилился интерес к традицион. народ. культуре, вследствие чего возникло новое направление, назван. этнофутуризмом. Модернист. направления, возникшие в С. 20 в., почти не нашли отражения в творчестве мастеров Чувашии.

По своему назначению С. подразделяется на монументал., монументально-декоратив., станковую, С. малых форм.

Монументальная С. (памятники, монументы, триумфал. арки, колонны, обелиски и др.) отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами, рассчитана на восприятие с больших расстояний, орга­нично входит в архитектур. ансамбль или окружающий ландшафт, украшает площади. Она выполняется из долговеч. материалов (гранит, бронза, медь, сталь, алюминий и др.). В Чувашии первым произ­ве­де­нием монументал. С. стал памятник С. Разину, выполненный в рамках ленин. плана «монументальной пропаганды» Г.С. Спи­ри­до­но­вым и М.С. Спири­доновым. Он был установлен в 1921 в Чебоксарах на на­бережной р. Вол­­га. Не сохранился, как и др. памятники того времени, созданные из недолговеч. материалов (гипс, дерево, бетон), первый памятник В.И. Ленину из гипса (автор моск. скульптор Б.В. Лавров), установленный в 1930 в город. парке им. Н.К. Крупской, и памятник И.В. Сталину – в Детском парке на Красной площади. В 1952 И.Ф. Кудрявцев создал памятник поэту К.В. Иванову. Он стал центром одноимён. сквера на набережной Волги (архитектор В.И. Ступин). Бюст Н.К. Крупской (скульптор Н.В. Дыдыкин) создан в 1957. С 1960-х гг. рас­ширилась работа по сооружению крупных памятников, но она ограничивалась столицей республики. В остальных городах и селениях были установлены глав. обр. памятники В.И. Ленину, к-рые не относятся к произведениям искусства. В Чебоксарах появились памятники моск. и ленинград. скульпторов: в 1960 В.И. Ленину на площади Республики (скульптор Г.Д. Ястребенецкий, архитектор Г.А. Израйлевич) и В.И. Чапаеву (скульптор П.А. Баландин, архитектор В. Морозов) в одноимён. сквере; в 1970 – И.Я. Яковлеву (скульптор Д.И. Народицкий, архитектор Г.Е. Саевич) перед зданием Национал. библио­теки; в 1976 – лётчику-космонавту Ю.А. Гагарину (скульптор Г.О. Постников, архитектор Б.М. Шимарёв). Значител. памятники были созданы и в др. населён. пунктах. В Чебоксарах появились памятники в исполнении местных авторов: А.К. Брындина – лётчику-космо­навту А.Г. Николаеву (1989, архитектор А.Б. Орешников), В.П. Нагорнова – классику чуваш. литературы К.В. Иванову (1987, архитектор В.Н. Филатов), народ. поэту Чувашии П.П. Хузангаю (2006, архитектор М.Т. Суслов), монумент Матери в Чебоксарах и др. Оригинал. композиция из дерева «Дорога на Москву (Конница)», посвящён. добровол. вхождению в 1551 чувашей в состав России, создана Ф.И. Мадуровым (1989). В список памятников федерал. значения внесены памятники К.В. Иванову, В.И. Чапаеву, И.Я. Яковлеву. См. также в ст. Монументальное искусство.

Монументально-декоративная С. тесно связана с архитектурой и город. средой (оформление фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфал. арок, фонтанов, малых архитектур. форм, садово-парковая С.). Служит опорой в архитектур. конструкции (атланты, кариатиды), развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, усиливая зву­чание архитектур. форм. Среди произведений монументально-декоратив. С. можно выделить композиции «Конница Чапаева» А.К. Брындина (в соавт. с А.И. Ивановым и В.П. Черепановым, 1974) на фасаде Музея В.И. Чапаева, «Хоровод» Ф.И. Мадурова (1981–85, Дом отдыха «Ильинский»), рельеф «Добровольное вхождение чувашского народа в состав Русского государства» В.П. Нагорнова (1984–95, холл здания город. администрации Чебоксар), рельеф для фасада Чуваш. национал. музея П.С. Пупина (2007). Садово-парковая С. (статуи, бюсты, фонтаны, декоратив. вазы и т.п.) тесно связана с пейзажем парка или сквера, что определяет её лирич. звучание и тяготение к аллегорич. образам. В Чувашии к монумен­таль­­но-декоратив. С. относятся произведения, составляющие уникал. этнографич. скульптур. парк в Заволжье на терри­тории санатория «Чувашия». На проводимых здесь симпозиумах С.А. Алек­сеев, Н.М. Балтаев, В.А. Кузьмин, Ю.П. Матросов, Ф.И. Мадуров и др. создали фигуративные и символические композиции на мотивы и темы чуваш. фольклора. Художники использовали в качестве основного материала дерево, к-рое употреблялось в бытовой и религиоз. жизни чувашей во все времена. К монументально-декоратив. С. относится и мемориальная: памятник, обелиск, мемориал. доска в память об умершем человеке или трагич. событии. Мемориал. С. эмоциональна по своему характеру и может выражать патетику, возвышен. скорбь, отчаяние, тихую печаль. По форме разнообразна: портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), аллегорич. фигуры, архитектура так наз. малых форм (обелиски, плиты). В Чувашии сохранились брат. могилы, где после Октябр. революции были похоронены красноармейцы, жертвы крестьян. восстания (г. Алатырь, 1919–29; Батырев. р-н, 1918 и др.) с поставленными на них глав. обр. памятниками-обелисками. После Вел. Отечеств. войны 1941–45 появились мемориал. ансамбли, посвящён. её героям – погибшим и живым – почти во всех крупных населён. пунктах Чувашии. В кон. 20 в. появились также памятники воинам, погибшим в ходе воен. действий в Респ. Афганистан, в ходе контр­террористич. операции в Чечен. Респ., героям-ликвидаторам Чернобыл. и др. радиацион. катастроф и т.д. К монументально-декоратив. С. можно отнести церковную С.: деревян. С. иконостасов, резных царских врат, статуи отдел. святых. Сохранившиеся памятники из храмов Чувашии датируются 16–20 вв. В композициях этих С. преобладают фронтальность и симметрия, объёмы предельно обобщены, полихромная роспись выполнена по технологии иконописи яичной темперой, нередко дополняясь позолотой и серебрением. Культовая народная С. в своих монументал. формах существовала как намогил. памятники юпа.

Станковая С. – род С., имеющий самостоятел. значение. Она включает различ. виды скульптур. композиции (голова, бюст, фигура, группа), различ. жанры (портрет, сюжетная, символич. или аллегорич. композиция, анималистический жанр). Рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предмет. окружением и архитектурой. Обыч. размер – приближённый к натурал. величине. Одним из наиболее развитых жанров станковой С. является портрет (бюст, портрет. статуи, рельеф), к-рый может изображать конкрет. лицо, собирател. или символич. образ, психологич. состояние, настроение и др. Первые произведения чуваш. скульпторов Г.С. Спиридонова и А.Ф. Мясникова в кон. 1920-х и 1930-е гг. представляли типич. образы своего времени («Пузырист», «Чувашка-комсомолка»). В С. созданы многочислен. историч. портреты и портреты современников: космонавта А.Г. Николаева и поэта М. Сеспеля – Э.М. Агаяном, востоковеда И. Бичу­рина и этнографа Н.В. Никольского – П.С. Пупиным, И.Я. Яковлева и А.С. Пушкина – В.П. Нагорновым; А.П. Хузангая – С.Н. Кадикиным; камер. портреты: «Алёнка» (1976) – Ю.И. Ксенофонтовым, «Портрет сына Вани» (1985) – В.П. Черепановым и др. Станковая С. часто представляет из себя сюжет. композицию одно- и многофигурную: «Семья» (1966) – И.Б. Слободовой, «С го­ры» (1962) – В.И. Бажинова и др.

С. малых форм, мелкая пластика, малая пластика – небольшие произведения (высота и длина не более 80 см) жанрово-бытовой тематики, портрет. статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и др. материалов; а также монеты и медали (медальерное искусство), геммы (резные драгоцен. и полудрагоцен. камни, стекло и слоновая кость). Включает в себя произведения круглой С. и рельефы. Развивается по двум направлениям: как искусство массовых вещей и как искусство уникал., единич. произведений. Жанры и направления – портрет, жанровые композиции, натюрморт. С. малых форм – вид искусства, подчиняющийся законам С., в то же время тесно примыкает к декоративно-приклад. искусству; призвана украшать интерь­еры, придать им индивидуальность. Для самих художников малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента. В Чувашии художники, занимающиеся С. малых форм, часто обращаются к народному искусству, фольк­лору. Образы древних легенд воплощаются как в реалистических, так и модернистских формах. Медальерное искусство получила развитие в твор­честве Э.М. Юрьева, И.Л. Андреева, В.И. Егорова, В.В. Николаева.

Автор: А.И. Мордвинова.
Иллюстрации
«Памятник матери». д. Изедеркино Моргаушского района. Скульптор Е.М. Бондарь. 1984.
«Портрет литературоведа Атнера Хузангая». Скульптор С.Н. Кадикин. 1996.
«Народный поэт Чувашской АССР Н.И. Полоруссов-Шелеби». Скульптор И.Ф. Кудрявцев. 1954.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство