Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
    ТКАЧЕСТВО узорное – изготовление орнаментированных тканей (ткацкого текстиля) методом переплетения нитей с помощью специальных приспособлений, глав. обр. ткацкого станка. Является развитием одного из древнейших методов обработки растител. или животного волокна, известного с эпохи позднего неолита. Т. занимались в основном женщины и девушки, редко мужчины. Среди чувашей существовало исключительно в форме массового домаш. занятия и было направлено на изготовление орнаментированных тканей для одежды: рубах, головных уборов (сурпан, пуç тутри), поясов и др. 
     Почти всё сырьё для тканья готовилось в домаш. условиях: овечья шерсть, конопля (посконь), реже – лён. С 19 в. для многоцвет. тканья использовали привозную верблюжью шерсть. Для изготовления более качествен. холста приобретали или пряли хлопчатобумаж. нити, отличавшиеся от посконных белизной и тонкостью. Более древним и простым считается Т. на станке без рамы. С кон. 18 в. использовались ткацкие станы.

     Т. узорное привлекало простотой получения технологич. орнамента, обусловленного схемой переплетения нитей; оно стало распространяться с 19 в., глав. обр. в низовой и средненизовой этно­графич. группах, закамской и приуральской этнотерриториал. группах. Это искусство достигло расцвета в кон. 19 – нач. 20 вв. Узорные ткани, как и холсты, изготавливались из основы ураççи) – многочисленных продольных нитей, подготовленных на рамочной сновалке, а также уточной (поперечной) нити (кумми). Нити утка прокидывались через приоткрытый зев челноком и прибивались к готовой части холста бёрдом. При изготовлении узорных тканей цветной рисунок образовывался в зависимости от выбора и подъёма определённой комбинации нитей ос­новы.

     Простейшими видами узорной ткани, распространившимися среди низовых чувашей, а также в Закамье и Приуралье под влиянием татар. и рус. культуры, являлись холсты из домокрашеных цветных нитей. Во 2-й пол. 19 в. ткали холст с клетчатым и продольным рисунком из синих и белых нитей (улача, улача пир). С последней трети 19 в. популярными стали красно-белые и красно-синие холсты с разнообраз. мелким рисунком. Таким холстам давали названия в зависимости от сочетания нитей или увязывали с именем мастерицы, местом производства. В нач. 20 в. с появлением доступных нитей и химич. красителей рисунки холстов становились ярче, полихромнее, сложнее.

     Из клетчатых холстов в сочетании с полосками фабрич. тканей (пусма, тавар) изготавливали жен. рубахи. Холст в полоску считался муж., из него шили рубахи и штаны. Излюбленными у средненизовых чувашей 19 в. были нарядные передники чĕрçити) из красной, зелёной, синей пестряди.

     Важным направлением развития Т. узорного являлось орнаментирование принадлежностей костюма и др. браным способом: с использованием цветной (обычно красной) уточной нити, образующей орнамент на лицевой стороне и на изнанке. Браные узорные полосы (çĕклев тĕрри, çĕклĕм тĕрри, çĕклесе тĕртнĕ тĕрĕ) пришивались к сурпанам, повязкам (пуç тутри). В нач. 20 в. низовые чуваши стали украшать ими полотенчатые платки жениха, пивные платки, нагрудные части и подол жен. пестрядинных рубах. Основными выразител. средствами этого способа были сложная разработка красно-белого геометрич. орнамента, чёткая ритмика, симметричность. В браных узорах нередко повторялись композицион. схемы и колорит традицион. вышитого орнамента.

     Усложнённой разновидностью бра­ного Т. является выборное (суйласа тĕртнĕ тĕрĕ, хăма тĕрри), при к-ром благодаря цветным нитям образуется полихромный геометрич. узор на белом или красном фоне. Таким способом, распространившимся в низовой и средненизовой группах с 19 в., украшались концы головных повязок сурпан, сурпан тутри, а также праздничных полотенец.

     Среди верховых чувашей Т. узорное развивалось в основном для изготовления поясов – полосатых из шёлка и так наз. картлă пиççи с закладными узорами. Пояса изготавливались как на простом ткацком стане, так и на специал., рамочного типа.

     Процесс тканья воспринимался и как важный ритуал. У чувашей существовали поверья, связанные с ним, глав. обр. с ответствен. и сложными стадиями работы. Считали, что нельзя начинать работу в четверг; нельзя садиться за станок в присутствии человека с дурным глазом; человек, нечаянно зашедший в дом во время срезания готового холста, согласно им мог умереть в течение года.

     Массовое изготовление домотканых холстов и узорных тканей прекратилось в 1950–60-х гг., но в отдельных селениях до 21 в. сохранились традиции изготовления поясов, предметов домашнего обихода – узорных покрывал, паласов, дорожек-половиков.

     Традиции чуваш. национал. Т. узорного сохранены В.А. Минеевой, развиваются в творчестве народ. мастеров Н.Ф. Варганешовой, Н.М. Ермолаевой, Г.А. Степанова, художников С.И. Гайнутдиновой, А.И. Ильбековой, З.В. Семёновой, М.Ф. Сыровой и др.

Автор: Г.Н. Иванов-Орков.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство