Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОЭМА (греч. poiema, от poieo – делаю, творю) – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Чуваш. П. как разновидность лиро-эпики сложилась на основе устно-поэтич. жанра пеит, имеющего генетич. параллели с подоб. жанром в народ. творчестве др. тюрк. народов (башкир, татар и др.); особенно сильное влияние оказывал фольклор. пеит на композицию и сюжет. канву чуваш. П. нач. 20 в.

Отдельные попытки творения в нек-рых жанрах письмен. лиро-эпики предпринимались чуваш. поэтами ещё в сер. 19 в. Из таких образцов ярко вы­деляется стихотворение В.И. Лебедева «Пирĕн телей» (Наше счастье, 1852), в к-ром отразились традиции чуваш. фольклора (стихотвор. форма, эпический зачин и т.д.). Жанр лиро-эпического произведения М.Ф. Фёдорова «Арçури» (Леший, 1880-е гг.) исследователями определяется как сплав нескольких эпических традиций: запад. (П.), восточ. (дастан) и фольклорных. Данное произведение условно называют первой чуваш. реалистической П., на фоне к-рой вырисовывались и др. эпические жанры чуваш. письмен. поэзии: стихотвор. былички, сказка и предание, басня, литератур. пеит. На рубеже 19–20 вв. появилась публицистическая П. [«Уравăш» (Орауши), 1903–06] П.И. Орлова с традицион. композицией восточ. баитов и дастанов. В нач. 20 в. зародились и успешно развивались и такие виды П., как П.-предание («Нарспи», 1907–08) и лирическая П. «Хальхи самана» (Современная эпоха, 1908) К.В. Иванова, «Шевле вылять» (Играют зарницы, 1917) Д.П. Петрова (Юмана), «Хура халăх» (Чёрный люд, 1907) А. Васся и др. П. сочиняли Г.А. Кореньков, Н.И. Шелеби, Д.Е. Ефимов, Т.К. Кириллов и др. поэты нач. 20 в. В этот период литераторы осваивали реалистический метод, умело сочетая его с романтическим. Просветительские идеи постепенно уступили место философско-нравствен. осмыслению мира, углубился психологический анализ, расширились тематика и проблематика; всё разнообразнее становилась эпическая палитра; творчески воплощался поэтический опыт как рус., так и мировой литературы. Таким образом постепенно формировались лучшие качества и традиции чуваш. П.: гуманизм и оптимизм, борьба за счастье как отдельной личности, так и целого народа. И.Е. Тхти сочинил первую чуваш. историч. П. («Элихун», 1917–18) и П.-памфлет («Колчак», 1919). Эпиче­ское произведение С.В. Эльгера «Хĕн-хур айĕнче» (Под гнётом) – особый вид историч. П., к-рую сам автор и ряд исследователей назвали стихотвор. повестью. С.В. Эльгера можно назвать зачинателем и др. разновидностей П.: стихотвор. рассказа-очерка, стихотвор. эпоса («Улăп», 1927).

Во 2-й пол. 1920-х гг. чуваш. П. развивалась в нескольких направлениях. Поэт стар. поколения Н.И. Шелеби создал романтическую П. «Шупашкар» (1927), перевёл П. татар. поэта Х. Такташа «Покаянная любовь» с традицион. любовно-романтической фабулой и с изменён. концовкой. К этому фольклорно-романтическому направлению следует отнести и свобод. переложение С.Ф. Хуммы П.-предания финского поэта И. Рунеберга «Могила Канюка». Молодые поэты изображали либо периоды Первой мировой и Граждан. войн (М.С. Аттай, В.Е. Рзай, А.Т. Петтоки), либо события времён продразвёрстки и крестьян. восстания 1921 (В.О. Алагер). В.Е. Митта в П. воспевал раскрепощение женщины [«Савни парни» (Подарок любимой), 1927], затрагивал слож. вопросы деревен. жизни кон. 20 – нач. 30-х гг. 20 в. [«Хулăм сас» (Зычный голос), 1930].

Особая роль в становлении крупной стихотвор. формы принадлежит П.П. Хузангаю, первые попытки эпического отражения действительности к-рого относятся к 1920-м гг. [«Çирĕм улттă» (Двадцать шесть, 1927), «Хури» (1927), «Поэтпа миссионер» (Поэт и миссионер, 1929–30) и др.]. В его лирико-публицистическом произведении «Паянхи поэма» (Сегодняшняя поэма, 1930) умело сочетается лиризм и эпика, наблюдается стремление к обобщению явлений социал. действительности. В лиро-эпиче­ской П. «Таня» (1942) поэт достиг органического изображения духовного мира личности, в эпической П. «Аптраман тавраш» (Род Аптраманов, 1939–54) – изображения психологии героев и национал. своеобразия чуваш. характера, быта и обычаев. Своеобраз. разновидностью П. является цикл-П. «Тилли юррисем» (Песни Тилли, 1933–40) П.П. Хузангая.

Я.Г. Ухсай успешно развивал традиции лирической П., в этом же направлении работали С.А. Шавлы, Г.Ф. Орлов и др. Г.Н. Айги в П. «Чĕрĕ тĕвĕ» (Завязь, 1975) поднял проблему одиночества человека, в ней выражены острое ощущение дисгармонии, обществен. разлада и неустроенности мира. Исповедальны и эмоциональны П. В.П. Тимакова, Н.А. Теветкеля и М.П. Сениэля, символична лиро-эпика П.Н. Сялгузя и Н.П. Ижендея, философичны П. Н.А. Исмукова. Особым достижением в чуваш. эпической поэзии является социально-философ. стихотвор. роман Ю.Г. Айдаша «Атнер» (1988), к-рый замыкает ряд произведений лиро-эпического жанра чуваш. литературы 20 в.

П. является продуктив. жанром чуваш. поэзии и нач. 21 в.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Игнатьева Е.А., Родионов В.Г. Чувашская эпическая поэзия: проблемы формирования и развития жанров. Ч., 2005; Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово. Ч., 2006.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство