Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СĚРМЕ КУПĂС [сьрме кубъс], купăс, хăма купăс – чувашский музыкальный инструмент народный, струнный смычковый. Архаический прототип – трёхструнный с долблёным корпусом – не сохранился (реконструирован В.С. Черновым, им же выявлены традицион. названия частей С.к.), в современ. языке – четырёхструнная скрипка. Части С.к.: смычок (сĕркĕч), обечайка (кăшкар), пуговица для прикрепления струнодержателя (хутав), струнодержатель (тăха), резонаторные прорези (янăрав шăтăкĕ), подставка (лаши), струна (хĕлĕх), верх. дека (купăс пичĕ), гриф (мăйĕ), колок (пăта), головка грифа (купăс пуçĕ). Строй открытых струн С.к. квинтовый, у низовых чувашей встречалась настройка двух нижних струн в кварту. Имелось два способа держать С.к. при игре: вертикально, опирая на левое колено, или горизонтально, прижимая к левому плечу. Инструмент традиционно звучал на праздниках, свадьбах, похоронах, поминках, сольно и в ансамблях. В мифологии создание С.к. связывается с глав. божеством Турă; использование серы (канифоли) для натирания смычка – с Шуйттаном, он представлялся духом, носящимся в вихре, играя на С.к. В этом скрыто двойствен. отношение к звукам С.к., к-рым приписывалась магич. сила. В пантеоне духов существовал также специализирован. йĕрĕх, покровительствующий скрипке.

Автор: М.Г. Кондратьев, С.И. Макарова.
Лит.: Кривоносов В. М. Краткое описание чувашских музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986; Чернов В. С., Александрова Е. В. Чувашский купăс // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Вып. 3. Ч., 1998.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство