Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о художественной литературе, её сущности, функции, истоках и этапах формирования, развития, закономерностях историко-литературного процесса. Основные отрасли Л.: теория, история и художествен. критика. В теорию, кроме стиховедения, входят теоретич. и историч. поэтика, в кон. 20 в. стали выделять динамическую поэтику и теоретическую историю. С теорией литературы тесно соприкасается методология Л. Разные аспекты теории чуваш. лите­рату­ры рассмотрены Н.И. Ивановым и В.Г. Родионовым (стиховедение), Г.Я. Хлебниковым и Ю.М. Артемьевым (проблемы жанра и творческого метода), Г.И. Фёдоровым (вопросы теоретич. истории) и др.

Историей литературы традиционно изучались становление и развитие жанров, стилей и направлений национал. литератур, решались слож. проблемы её периодизации. Важнейшей задачей являются изучение жизни и творчества отдел. писателей и творческой истории того или иного произведения. Объекты анализа историко-литератур. науки – вопросы традиций и новаторства, история взаимоотношений литератур и т.д. Курс истории чуваш. литературы для студентов вузов впервые был разработан в 1920-е гг. Г.И. Комиссаровым, к-рый под литературой подразумевал прежде всего словес. искусство, имеющее устную и письмен. формы, но сохраняющее целостность в плане поэтики и художествен. сознания. Основной своей задачей он считал изучение стилей художествен. произведений, в то же время отмечал, что история литературы неизбежно касается проблем развития журналистики и публицистики, а также литератур. критики. В историю чуваш. литературы основатель чуваш. Л. включал также фольклор. наследие, письмен. памятники 18 в., переводы религиоз. литературы 1-й пол. 19 в. Последователям Г.И. Комиссарова приходилось умалчивать о богатом литератур. наследии народа до совет. периода. Только в 80-е гг. 20 в. литературоведам нового поколения удалось реабилитировать целую плеяду писателей (Д.П. Петров, А.П. Милли, В.Е. Рзай и др.), были опубликованы их произведения. Не устарели также литератур. портреты, написанные М.Я. Сироткиным и В.Я. Канюковым.

Чуваш. литератур. критика зарождалась и развивалась вместе с национал. периодич. печатью в период революций 1917, Граждан. войны и последующих годов. Её основная часть в начал. периоды была тенденциоз., вульгаризированной. В 1970-е гг. наметилось и набирало обороты преодоление жёстких идейных и теоретич. догм в этой сфере (в работах Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, А.В. Васильева и др.). В 1980-е гг. шло формирование нового типа критика-полемиста, имеющего самостоятел. профессионально-аргументированный взгляд на явления критики (А.П. Хузангай, К.Д. Кириллов, Ю.В. Яковлев и др.).

К вспомогател. дисциплинам Л. относятся текстология, изучающая историю текстов и атрибуцию произведения, литературовед. архивоведение, библиография, палеография и др. Извест. чуваш. текстологом является Г.Ф. Юмарт.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Павлов Н. С. Краткий очерк истории чувашского литературоведения и критики. Ч., 1970; Эзенкин В. С. Теоретические основы чувашской литературной кри­тики. 1917–1970-е годы. Ч., 1992; Родионов В. Г. Критикăпа литература пĕлĕвĕ // Чăваш литератури (1917–30-мĕш çулсем). Ш., 2005.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство