Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИСЛАМИЗАЦИЯ ЧУВАШЕЙ – процесс ассимиляции этнической культуры чувашей с татар. культурой через принятие ими мусульманской религии с постепенной сменой прежней этнической идентичности на татарскую.

В нач. 10 в. часть болгаро-суварского населения Волжской Болгарии приняла ислам, к-рый получил распространение глав. обр. среди феодал. знати, купцов, горожан. Большинство болгаро-суваров, особенно сельских, в 10–13 вв. оставалось язычниками, они стали в последую­щем основой для формирования чуваш. этноса.

В золотоордын. период (13–14 вв.) значител. часть левобереж. болгаро-суваров переселилась в Приказанье, в большинстве своём они были язычниками. В 16–17 вв. они назывались «чувашами», в дальнейшем одни из них, приняв ислам, слились с татарами, а другие, оставаясь в язычестве, переселились в Закамье и на правобережье Волги.

В период Казан. ханства (14 – 1-я пол. 16 вв.) мелкофеодал. верхушка чувашей только при условии перехода в ислам могла рассчитывать на получение титулов мурзы и тархана. На территории Чуваш. края И.ч. была незначительна. Она активно шла за пределами основной зоны обитания этноса, где чуваши проживали локал. группами и чересполосно с татарами. Особенно интенсивной она была до сер. 18 в., до начала их массовой христианизации. Но и в 19 в., и даже в нач. 20 в. масштабы перехода уже новокрещённых чувашей в ислам оставались значительными в Самар., Уфим. и Оренбург. губерниях. В Казан. губ. (особенно в Свияж., Тетюш., Симбир. и Буин. уездах) процесс отатаривания чувашей имел массовый характер.

Автор: В.П. Иванов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство