Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОБЫЧНОЕ ПРАВО – древнейшая форма регулирования социальных отношений, представленная совокупностью неписанных традиций и норм поведения, определявших повседневную действительность членов традиционного общества. Чувашами на основе О.п. с давних пор разрешались разные житейские ситуации в семейной, социал., имуществен., хозяйствен., межличност., поведенческой и проч. сферах жизни. Специфическим его хранилищем, а также блюстителем выступала община, глав. творцом – сам этнос, преимущественно в лице хлебопашцев.

О.п. чувашей наделяло глав семей большими полномочиями. Они распоряжались семейным бюджетом, распределяли трудовую нагрузку среди членов семьи, отдавали своих детей в работники и наказывали их за непослушание, голосовали на мирских сходах, представляли интересы двора в общине, давали согласие на брак своих детей, выделяли женатых сыновей из состава семьи и наделяли их движимым и недвижимым имуществом, вступали в договор. отношения с третьими лицами, сдавали в наём надел. земли, разрешали спорные семейные ситуации и т.п. Для выделившихся из родител. дома женатых сыновей и вышедших замуж дочерей отцы, согласно обычаю, могли быть только советчиками. В исключител. случаях О.п. не возбранялось исполнение обязанностей глав семей и женщинами. По достижении старческого возраста глава семьи имел право передать свои полномочия сыновьям, обычно старшему из них (см. Семейный быт).

По воззрениям чувашей, женатым сыновьям, жившим с отцами, полагалось супинкке – выделенная в их собственность изба, часть домаш. живности, хозяйствен. построек и проч. утвари. Приданое дочерей и снох составляло их личную собственность. После смерти родителей имущество семьи обычно переходило в распоряжение сыновей (см. Минорат, Майорат), при их отсутствии – дочерей. В редких случаях, когда наследство делилось между сыновьями и дочерьми, последним полагалась меньшая доля; при живых братьях право на наследство имели только незамуж. сёстры. Имущество бездет. семейной пары после ухода из жизни обоих супругов наследовали их родственники, при отсутствии таковых – община. Мир распродавал их добро и часть выручен. средств тратил на организацию поминок. С дележом семейного имущества при родителях, как правило, оставался млад. из сыновей (тĕпчĕк). Обычай предписывал ему содержать отца и мать до последних дней, после их смерти достойно проводить в последний путь и поминать.

По достижении солид. возраста, а в случае тяжёлой болезни и раньше, глава семьи в присутствии свидетелей оставлял словес. духовное завещание. В ситуации, когда домохозяин не желал оставлять своё имущество прямым наследникам или не имел таковых вовсе, он выражал свою волю в письмен. форме. Обществен. мнение не всегда квалифицировало оставлен. духовные завещания как справедливые и не считало неправомерными в этих случаях нарушение его положений наследниками (см. Наследование). Над детьми, оставшимися без обоих родителей, назначалась опека, со 2-й пол. 19 в. – до достижения 21 года. В случае выхода девушки-сироты замуж до граждан. совершеннолетия опека над ней снималась. Обычай предписывал назначать опекунами ближайших родственников осиротевших детей. Опекуны обязаны были заботиться о сиротах как о собствен. детях, а также нести лежавшие на принадлежавших им наделах подати и повинности. За свой труд им не возбранялось воспользоваться частью доходов, получаемых с душевых наделов опекаемых. О.п. регулировало усыновления и удочерения (см. Опека и попечительство).

По представлениям чувашей, члены сел. общества имели равное право на доступ к общему владению, будь то земля или иная оброч. статья (мельница, амбар, трактир, калач. заведение и проч.). Этот принцип в общине реализовывался коренными, частными и качествен. переделами земли и дележом получаемых с имущества доходов. К общей собственности допускались семьи, имевшие усадебную оседлость в деревне и нёсшие лежавшие на наделах подати и повинности. «Чужаки» – приёмыши, подкидыши, члены смеж. социал. сообществ и др. – пользовались общин. землёй при условии принятия их в члены общества миром. Право пасти скот распространялось на всех жителей деревни, включая безземел. и временно пребывающих в нём (учителей, торговцев и пр.). Домохозяин, расчистивший чищобу, по трудовому праву пользовался окультуренным участком до следующего передела. Границей находившихся в пользовании домохозяев загонов, кряжей и полос служила межа (чике). Спор. ситуации при землепользовании разрешались по обычаю.

Преступлениями О.п. квалифицировались убийство, нанесение увечий, поджог, кража, растрата должност. лицами обществен. самоуправления мирских денег, присвоение опекуном имущества опекаемых, подлог, прелюбодеяние и нек-рые др. Но ряд проступков, подлежавших преследованию по закону, оно не причисляло к ним. В их числе незакон. врачевание, торговля без свидетельства, кража казён. и удел. леса. Неосторож. и случайные преступления заслуживали меньшего наказания, чем намеренные. Убийство воров квалифицировалось менее тяжким деянием, чем лишение жизни невин. личности. Народ. юстиция была представлена следующими основными формами: самосуд, суд стариков, суд сел. старосты, суд сел. схода. Согласно О.п. свою невиновность преследуемое лицо могло доказывать, прибегая к таким процедурам, как божба (Турра асăнни), принятие присяги (причак çини), дача клятвы (тупа туни). По народ. воззрениям, потерпевшему не возбранялось мстить виновным при помощи приё­мов магии.

Займы давались при свидетелях. Заимодавец обеспечивал себя залогом. Договор. соглашения вступали в силу после процедуры рукобития. Исполнение заключён. соглашений гарантировались клятвен. заверениями.

О.п. чувашей представляло собой устойчивую систему регулятив. принципов. Вместе с тем оно не являлось застывшим кодексом. Под воздействием государствен. законодательства и менявшихся социал. отношений одни его нормы постепенно наполнялись новым содержанием, другие со временем сошли на нет.

Автор: Г.А. Николаев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство