Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МОРДВА (самоназвания мокша, эрзя; чуваш. мăкшă, ирçе) – народ, численность в России составляет 843,3 тыс. чел., в т.ч. в Респ. Мордовия – 283,8 тыс. чел., в Чуваш. Респ. – 16 тыс. чел. (2002). М. расселена также в ряде регионов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, в Чуваш. Респ. – в основном в Алатыр., Батырев., Порец., Ибресин., Шумерлин. р-нах (20 селений М.-эрзи и 6 смешанных) и в городах. Состоит из двух субэтнич. групп – мокши и эрзи, имеются этнографич. группы теньгушевской и каратай­ской М. В Респ. Мордовия мокша населяет преимущественно запад. и юж. районы, эрзя – восточные. М. Чуваш. Респ. относится к группе эрзя. Существует два самостоятельных языка (мокшан. и эрзян.); входят в волж. группу финно-угор. языков. Верующие исповедуют православие; имеются старообрядцы разных толков.

Древнемордов. племена сложились в пределах позднегородец. культурно-историч. общности. Наиболее раннее упоминание М. относится к сер. 6 в. (гот­ский историк Иордан). Мокша сформировалась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя – на левобережье Суры, проживала и на правобережье, чересполосно с чувашами, часть их в 17–18 вв. очувашилась. Мордов. племена контактировали с восточнославян., иран., тюрк. племенами. История М. тесно связана с рус. народом. Мордов. земли уже в нач. 11 в. входили в состав нек-рых древнерус. княжеств.

Традицион. занятием М. являлось пашен. земледелие в сочетании с животноводством; были развиты охота, рыболовство, бортничество, обработка дерева. Основной тип поселений – деревни, жилищем служила срубная изба; незамк­нутая застройка усадеб, расположение избы в середине двора с ориентацией двери на восток являются сходными с чувашскими. Народ. одежда М. – рубаха, кафтан, шуба, разнообразные жен. голов. уборы, нагруд. и набедрен. украшения. Отличител. чертой в ношении жен. рубахи является пышный объём, к-рый делается посредством напуска её спереди, а подол не опускается ниже колен. Эта особенность, как и многие укра­шения, также обычай толсто обёртывать ноги онучами и др. сближают костюм М. с одеянием верховых чувашей. Нагруд. застёжка М. сюльгамо сходна с шÿлкеме чувашей; девичий голов. убор такья заимствован у тюрок. У М. развиты художествен. промыслы: ткачество, вышивка, шитьё бисером, резьба по дереву. В фольклоре наиболее древним жанром является эпос. Календар. праздники и обряды связаны с циклом сельскохозяйствен. года. Как и калăм у чувашей, основным содержанием весен. праздника, называемого М. пасхой, является поминовение усопших. Перед началом сева устраивали киреметь озкс – моление киремети; по завершении сельскохозяйствен. работ – девичьи пиры (ср. чуваш. хĕр сăри). У М. Заволжья под влиянием чувашей возник обычай деления масленицы на старшую и младшую поло­вины.

Мордов. диас­по­ра Чувашии выд­винула из своей среды известных деятелей нау­ки, культуры и искусства. В их числе учёный и просветитель М.Е. Евсевьев, скульптор С.Д. Эрьзя (Нефёдов). В Чувашии работают мордов. фольклор. коллективы, проводятся праздники народ. творчества М., в Порец. р-не действует Центр мордов. культуры Чуваш. Респ.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Мордва. Очерки по истории, этно­графии и культуре мордовского народа. Саранск, 2004; Седойкин П.П. Мордва в Чувашской Республике. Шумерля, 1998.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство