Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МИФОЛОГИЯ ЧУВАШСКАЯ – 1) система мифологических представлений и совокупность сказаний чуваш. народа о происхождении и структуре Вселенной, её элементов, о богах и близких к ним божествах, духах, обожествлённых или связанных с божествами своим происхождением героях и первопредках, действовавших в начале времён и участвовавших прямо или косвенно в сотворении мира и его элементов, как природных, так и культурных. В узком смысле – совокупность подобных фантастич. сказаний о деяниях богов, ге­роев и первопредков в начал. времена; в широком смысле – система фантастич. представлений о происхождении и структуре мироздания и всех его составных элементов; 2) наука, изучающая мифологич. преставления и собственно мифы.

Мифология – самое архаич. идеологич. образование, имеющее синкретич. характер, в нём переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществляющаяся вербальными, музыкально-хореографическими, акциональными, иконографическими и др. средствами, имела свою скрытую, неосознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифов и ритуала, сохраняет специфическую связь с конкрет. мифологич. темами и образами. Миф и ритуал имеют прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включала в себя мифы и обряды. Философия развивалась постепенно преодолевая мифологич. наследие, но и после обособления различ. идеологий и значител. прогресса науки мифологич. сознание сохраняется на протяжении всей истории народа в массовом сознании рядом с элементами философского и науч. знания, наряду с использованием строгой науч. логики.

Одним из источников формирования М.ч. явились мифологич. представления древ. тюркоязыч. предков чувашей – огуро-булгар. племён, в ней много общего с древнетюрк. мифологией. Наиболее близкие параллели обнаруживаются в мифологии саяно-алтайских тюркоязыч. народов – алтайцев, хакасов, шорцев, а также якутов и монголоязыч. бурят. Значител. влияние оказали мифологич. представления древ. восточноиран. племён скифско-сакского круга. Религиозно-мифологич. составляющая традицион. чуваш. духовной культуры имеет в своей основе древнетюрк. характер, а магич. составляющая (в особенности – лечебная магия) находит ближайшие соответствия в культурах тюрк. и иран. народов Сред. Азии и Казахстана.

В сред. века и позднее, вплоть до нового времени, на формирование мифологич. представлений булгаро-чувашей определён. влияние оказывала мусульман. мифология (через Сред. Азию и Хорезм, Золотую Орду, Казан. ханство, а позднее – через поволж. татар). С сер. 18 в. на дальнейшее развитие М.ч. мощное воздействие оказывала христиан. мифология. Следы влияния финно-угор. мифологии незначительны. Между тем М.ч. получила очень широкое распространение среди финно-угор. народов региона – мари, удмуртов и, в меньшей степени, мордвы.

Несмотря на то, что среди волж. булгар с 10 в. распространялось мусульманство, а в сер. 18 в. чуваши были крещены, у них в течение долгого времени сохранялась традицион. «языческая» мифология.

Выделяются следующие категории чуваш. мифов: этиологические (букв. «причинные», т.е. объяснительные) – повествующие о появлении различ. природ., культур. и социал. объектов (элементов ландшафта, небесных светил, нек-рых животных и растений, метеорологич. явлений, отдельных социал. и религиоз. институтов, видов хозяйствен. деятельности, смерти и т.п.) или их част­ных свойств; космогонические – о происхождении Вселенной в целом и её частей, связанных в единой системе, о превращении первородного хаоса в структурирован. космос, о строении мироздания (трёхчастной вертикально и четырёхчастной горизонтально), о разъединении и выделении основных элементов: стихий огня, воды, земли, воздуха, об отделении Неба от Земли, появлении земной тверди и Мирового океана, установлении Мирового древа и Мировой горы, описывается вегетатив., зооморфная или антропоморфная модель космоса и т.д. (см. Космогоническая мифология); антропогонические – о происхождении человека, первых людей (как изготовление божествен. демиургом Турă из земли, глины); астральные – о звёздах и планетах, небесных светилах (солярные, лунарные); тотемические – повествующие о фантастич. родстве между определён. группой людей – родом – и тотемами – нек-рыми видами животных (волк, медведь, олень, лебедь, орёл, бык и т.п.), обычно выступающими в роли предводителей и спасителей в критич. ситуациях; календарные – связанные с циклом календар. обрядов и аграр. магией; героические – повествующие о фантастич. биографии культур. героя (обычно циклируются вокруг образа эпич. героя Улăп); теологические – о деяниях богов, божеств и добрых духов; демонологические – о конфликте между богом-демиургом Турă и его антагонистом Шуйттаном, а также о злокозненных поползновениях хтонических демонов; эсхатологические – повествующие о послед. временах, о космич. катастрофе, гибели Вселенной и хаотизации космоса и т.д.

Автор: Н.И. Егоров.
Лит.: Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Ч., 1969; Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881; Чăваш халăх сăмахлăхĕ. 6 т., 2 пай: Мифсемпе халапсем. Ш., 1987; Чăваш халăх пултарулăхĕ: мифсем, легендăсем, халапсем. Ш., 2004.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство