Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МИФОНИМЫ (от греч. mythos – сказание, предание и onyma – имя, название) – мифологические имена. В широком смысле под М. понимается собствен. имя вымышленного объекта в мифах, легендах и сказках. Обычно подразделяются на теонимы – имена божеств в пантеоне (Турă, Пÿлĕхçĕ, Кепе, Хĕрлĕ Çыр, Пихампар); демононимы – имена демонич. персонажей мифологии (Арçури, Вупăр, Вупкăн, Шыври, Хăрпан, Хытăм); мифоантропонимы – имена героев мифов и сказок (Ашапатман, Туй-Тупала, Альтюк, Этиккан, Кукша, Сармантей); мифотопонимы – названия зон мифологич. пространства (Çÿлти тĕнче – Верхний мир; Турă тăвĕ, Ама ту – Мировая гора; Леш тĕнче – Потусторонний мир; Аялти тĕнче – Нижний мир; Мамăрлă çĕр – Благодатное место, Рай; Сĕт кÿлĕ – Молочное озеро; Çĕр кăвапи – Пуп земли); мифозоонимы – мифологич. животных (Аçтаха, Куйкăрăш, Кайăк патши); мифофитонимы – мифологич. растений (Ама йывăç – Мировое древо, Сăйпатай юманĕ) и др. В узком смысле под М. понимаются имена собственно мифологич. персонажей – теонимы и демононимы.

Мифонимия чуваш. изучена недостаточно. Известно, что она содержит несколько тысяч единиц и представляет собой чрезвычайно развитую структуру, в силу ряда причин трудно поддающуюся стройной систематизации. Так, среди теонимов выделяются собствен. имена Верховного Бога (Турă ~ пратюрк. Täηri – персонифицирован. Небо), членов его семьи (Турă Амăшĕ – супруга Бога, Турă ачисем – дети Бога, Турă ывăлĕсем – сыновья Бога, Турă хĕрĕ – дочь Бога, к-рые в совокупности составляют Турă йышĕ – семейство Бога). Многочислен. эпитеты Верховного Бога со временем персонифицировались и стали восприниматься как отдельные божества, вследствие этого их эпитеты перешли в разряд самостоятел. теонимов: Çÿлти Турă – Всевышний Бог, Тĕнче тытакан Турă – Вседержатель мира, Выльăх-чĕрлĕх çуратакан Турă – Бог-созидатель животного мира, Ывăл-хĕр çуратакан Турă – Бог-породитель (податель) детей и т.п. Имена божеств и др. мифологич. персонажей часто табуировались и заменялись эвфемизмами; в частности, во время грозы Всевышний Бог-громовержец назывался Аслати (букв. дед), Аçа (букв. отец, батюшка), Мăн аçи (букв. Великий Отче) и т.д. В историч. развитии многие М. по разным историко-культурологич. причинам получали вторич. наименования, сосуществовавшие параллельно с первичными. Скажем, супруга Турă искони называлась Çĕр-Шыв (~древнетюрк. Jer-Sub, букв. «Земля–Вода», ср. рус. «Мать Сыра Земля»), в результате табу, накладываемого в определён. время, обычно во время её «беременности» – в период летнего солнцестояния (çинçе), получила название Çырă (букв. бурая, ср. древнетюрк. Jaγιz «бурый» и «Земля»), в результате вторичной табуизации – Хĕрлĕ Çыр (букв. красно-бурая, ср. древнетюрк. Jaγιz Jer Sub), после приобщения булгаро-чувашей к мусульман. религии стала называться Кепе (от араб. Ка’аба) и т.д. Архаический Пир хунĕ (букв. владыка, или хан волков) был замещён заимствованным Пихампар (из персид. pejγambar – пророк), Вупăр, Вупкăн (~древнетюрк. Орir, Opqun – букв. – поглотитель, от глагола op – поглощать), Шуйттан (из араб. љajtan – злой дух, сатана, дьявол) – антагонист Бога-созидателя и т.п.

Среди М. чуваш. выделяются исконные и заимствован. из среднекыпчак. и татар. (через их посредство – из персид., араб. и др.) языков. Исконный пласт имеет прямые соответствия в северо-восточ. (кыргыз., тобаских, якут.) тюрк. языках, заимствованный связан с тюрк. и иран. языками Средне- и Переднеазиат. региона. Булгаро-чуваш. мифонимия оказала мощное воздействие на формирование мифологич. терминологии марийцев, удмуртов и, в несколько меньшей степени, мордвы, татар и башкир. Отдельные М. проникли в восточнославян. (русский и др.) языки.

Автор: Н.И. Егоров.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881; Вишневский В.П. О религиозных поверьях чуваш. Казань, 1846; Ашмарин Н.И. Отголоски золотоордынской старины в народных верованиях чуваш. Казань, 1921; Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство