Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МОНОДИЯ (греч. mondia, от mo­nos – один, единственный и dos – певец) – 1) в Древ. Греции – сольное пение, а также пение солиста в сопровождении инструмента; 2) в 16 – нач. 17 вв. в Италии стиль сольного лирич. пения в сопровождении инструмента; 3) всякая мелодия, основывающаяся на одноголосии; одноголос. мелодии, не предполагающие аккордово-гармонич. основы. М. свойственна большинству фольклор. традиций народов мира, профессионал. неевропейской музыке (напр., индийской раге, узбек. макаму), церков. пению Запада (григорианский хорал) и средневековой Руси (знаменный распев). Чуваш. народ. музыка традиционного слоя монодийна. В композитор. музыке Чувашии М. включалась в фактуру преимущественно эпизодически. В частности, в хоровой музыке применяется приём сопоставления одноголосия и многоголосия (хор С.М. Максимова «Хĕрĕх чалăш хĕрлĕ ту», свобода смены фактуры, в к-ром восходит к традиции православ. церков. пения 19 в.). М. встречается также в произведениях для инструментов соло (Соната для виолончели соло, «Три чувашских наигрыша» для гобоя соло М.А. Алексеева). Монодич. эпизоды характерны и для оперной музыки.

Автор: С.И. Фёдорова.
Иллюстрации
Максимов С.М. «Хĕрĕх чалăш хĕрлĕ ту».

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство