Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МОНУМЕНТ МАТЕРИ – произведение монументального искусства начала 21 в. Создан по инициативе и под непосредствен. руководством Президента Чуваш. Респ. Н.В. Фёдорова творческой группой в составе скульптора В.П. Нагорнова, науч. консультанта А.А. Трофимова, архитекторов В.Н. Филатова, Ю.М. Новосёлова, А.Б. Орешникова. Монумент высотой 46 м установлен на запад. берегу Чебоксар. залива, открыт 9 мая 2003. Отличается стройным силуэтом, гармоничным единением 16-метровой фигуры Матери и 25-метрового пьедестала-постамента. Основанием для М.М. служит стилобат высотой 5 м. Органично воплотив их в одно целое, авторы добились синтеза скульптуры и архитектуры, достигли неразрывного слияния пластич. формы, художествен. образа и идейного содержания изображения в его философ. осмыслении, звучании и восприятии. На стилобате размещены мрамор. лестницы-каскады с фонтанами, придающими архитектурно-скульптур. ансамблю особую эмоционал. приподнятость. Стилобат сооружён на холме высотой 12 м.

Главной идейно-содержател. частью является фигура Матери. Её обобщённо-собирател. и монументализирован. образ выполнен из меди в технике литья и выколотки. Основой для пластич. решения образа стали очертания жен. фигуры в чуваш. орнаментал. искусстве. Образ Матери, связывающий воедино многовековую духовно-историч. память народа, ассоциируется с понятием вечности. Распростёртые руки женщины в национал. одеянии приподняты до уровня плеч. Раскрытые ладони поданы вперёд. Такой жест для чуваш. женщины-матери не является обыденно-повседневным, он характерен для особо торжественных и одно­временно восторженных встреч до­рогих, близких и долгождан. людей. Этот жест-символ связан также с покровительством: защищая свой народ, историю и землю, Мать покровительствует многонационал. населению рес­публики, что является главным в её образе.

Фигура Матери установлена на высоком постаменте, выполненном из светлого железобетона в виде усечён. конуса с тремя овально завершающимися нишами. Форма постамента выражает космогонич. представления древних о модели мироздания. Ниши, ритмично чередующиеся на постаменте, своими овал. вершинами символизируют очертания Небосвода. Конусообраз. форма постамента на уровне 2/3 высоты опоясана слегка выступающей декоратив. лентой из меди, орнаментированной звёздами – чуваш. знаками огня. На фоне ниш лента перебивается объёмными орнаментами – знаками Солнца. Введённые в структуру М.М. элементы государствен. символики, традицион. орнамента и украшений костюма придали ему ярко выраженный национал. характер.

М.М. в сочетании со всем прилегающим к нему ансамблем, водной гладью залива и набережной, грядой естествен. холмов и косогоров, с архитектур. ланд­шафтом, включающим православ. храмы, светские сооружения минувших веков и массивы новостроек, с панорамными видами на Чебоксары, Волгу и Заволжье, занял достойное место в историч. части города и стал композицион. доминантой в её архитектурно-природ. пространстве.

М.М. стал достопримечательностью и визит. карточкой не только столицы республики, но и всей Чувашии.

Автор: Ю.В. Викторов.
Лит.: Мордвинова А. И. Монумент Матери-Покровительнице // Владимир Нагорнов. Ч., 2003; Трофимов А. А. Монумент Матери // Владимир Нагорнов. Каталог произведений. Ч., 2006.
Иллюстрации
Монумент Матери. 2003.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство