Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ – совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда объединений и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров, стиля. Иногда как синонимы употребляются термины художественный метод, литературная школа. В смене Н.л. выражаются закономерности историко-литературного процесса.

Наиболее значител. Н.л. в истории Европы – ренессансный реализм, барокко, классицизм, просве­ти­­­тельский реализм, сенти­мен­­тализм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, социалистический реализм и др.

То или иное направление в каждой литературе выступает в качестве национал. варианта соответствующей общеевропейской модели, при этом не иск­лючается специфическая типология, обусловленная фольклор. традициями, историч. условиями той или иной культуры. Национально-историч. своеобразие картины литератур. развития иногда столь значительно, что типологическая общность национал. разновидностей классицизма, сентиментализма, романтизма и т.д. выглядит весьма условной. Это характерно и для чуваш. литературы, ставшей на «ускоренный» путь развития под влиянием классич. рус. литературы. Для литератур. развития рубежа 18–19 вв. характерны отдельные типологические черты, свойствен. классицизму, хотя они проявились в весьма сжатой (иногда в гибридной) форме. Поэтому применительно к творческим исканиям Е.И. Рожанского, Н.Я. Бичурина правомерно говорить не о сформировавшемся направ­лении классицизма, а о его типологиче­ских особенностях. Это были писатели-одиночки, не связанные друг с другом какой-либо общностью идейно-эстетич. программы, мани­фестом.

В послед. трети 19 в. активизировался диалог чуваш. литературы с рус., что обусловило поиски новых творческих методов, стилей, художествен. форм. Важнейшим фактором явились переводы на чуваш. язык произведений рус. классич. литературы.

К нач. 20 в. в чуваш. литературе чётко обозначились контуры двух основных Н.л. – романтизма и реализма. Реалистич. принципы определили идейно-­художествен. близость таких писате­лей, как М.Ф. Фёдоров, И.Н. Юркин, М.Ф. Акимов, Тайр Тимкки и др. В творчестве отдел. писателей наблюдается сложный сплав романтич. и реалистич. принципов (К.В. Иванов, Н.В. Шубоссинни).

В чуваш. литературе совет. периода ведущим направлением стал реализм, но в творческих исканиях М.К. Сеспеля, С.Ф. Хуммы (Фомин), В.Е. Рзая и др. отразились и романтич. тенденции. Проявились также и отдел. черты постмодернизма (поэтич. опыты Г.Н. Айги).

Автор: Ю.М. Артемьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство