Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

НАУКА – сфера человеческой деятельности, направленная на создание и систематизацию знаний; включает как саму деятельность по получению знаний, так и её результат – систему знаний, содержащую в себе описание и объяснение процессов и явлений действительности. Система Н. условно делится на естествен., обществен., гуманитар. и технические. Характерным признаком Н., отличающим её от других видов деятельности, является формирование нового знания, отличающегося от предыдущего, и включение его в систему ранее существовавших знаний.

В Чувашии систематизирован. развитие Н. началось с созданием Чуваш. автоном. обл., а затем Чуваш. АССР. В 1921 в Чебоксарах открыт Централ. музей (ныне Чувашский национальный музей), образовано Общество изучения местного края. Сбором и систематизацией историч. документов стало заниматься организованное в 1922 Архив. бюро. В 1925 начала работать Чуваш. сельскохозяйствен. опыт. станция. В 1926 при Народ. комиссариате просвещения республики учреждён Академический центр. Природ. ресурсы и производител. силы Чувашии исследова­ли геологич., почвен., ботанич., гидро­логич. экспедиции, общее руководство к-рыми осуществлял вице-президент АН СССР А.Е. Ферсман. Историю, быт, культуру, язык чувашей изучали археологич., антропологич., этнографич., линг­вистич. экспедиции, в к-рых участ­вовали акад. Н.Я. Марр, профессоры П.П. Ефименко, В.Ф. Смолин, П.Н. Третьяков, Г.Ф. Дебец, Т.С. Пассек и др. Эти экспедиции проводились при актив. участии Общества изучения местного края. Большое значение для развития истории и этнографии Чувашии имели труды Н.В. Никольского, первого доктора историч. наук из чувашей. В 1928–54 издан многотомный словарь чуваш. языка члена-корреспондента АН СССР Н.И. Ашмарина. Для лучшей организации науч. исследований и их эффектив. использования при СНК Чуваш. АССР был организован Совет науки и культуры (1928), преобразованный в 1930 в Чуваш. комплексный научно-исследовател. институт (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук). В 1930-х гг. гуманитар., естествен., физико-математич. и сельско­хозяйствен. Н. получили развитие в открывшихся в 1930 Чуваш. го­сударствен. педагогич. (ныне Чувашский государст­вен­ный педагогический университет им. И.Я. Яковлева) и в 1931 Чуваш. сельскохо­­-зяйствен. (ныне Чувашская государ­ственная сель­скохозяйст­венная академия) институтах. В кон. 1933 в г. Канаш на базе глаз. больницы ор­ганизован Чуваш. трахоматоз. институт, к-рый в 1938 переведён в Чебоксары (с 1956 по 1965 – Чувашский фили­ал государст­венного научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца). В 1934–40 действовал Чувашский институт охраны материнства и младенчества. Науч. и учеб. заведения стали базой для формирования профессионал. исследовательских кадров. Для подготовки высококвалифицирован. специалистов использовался институт аспирантуры в ведущих вузах и науч. центрах страны. К 1935 число окончивших аспирантуру – выходцев из Чувашии – составило 110 чел. Осенью 1932 открыта аспирантура при Чуваш. комплексном НИИ, в 1938 – при ЧСХИ.

Н. Чувашии понесла существен. урон в связи с репрессиями 1930-х гг., когда осуществлялись аресты, отстранения от работы, была ограничена свобода интеллектуал. деятельности. Сильное идеологич. давление науч. работники испытывали и в первое послевоен. десятилетие. Зав. кафедрами ЧСХИ А.К. Ефейкин и М.Ф. Петропавловский, подготовившие доктор. диссертации, не вписывающиеся в «учение» Т.Д. Лысенко, были обвинены в некритическом отношении к вейс­манистско-моргановскому направлению в биологии.

В январе 1950 в Москве состоялась объединён. науч. сессия Отделения истории и философии АН СССР и Чуваш. научно-исследовател. института, посвящённая истории Чувашии, в первую очередь проблеме этногенеза чуваш. народа. Возродилась практика проведения археологич. и этнографич. экспедиций. В послевоен. годы в ЧГПИ начались систематич. исследования в области химии (Р.С. Цехинский); в сфере биологич. и зоологич. Н. плодотворно работали специалисты чебоксар. вузов: Л.А. Пель­цих, А.К. Ефейкин, Д.А. Сикстель, И.М. Олигер, А.Д. Плетнёва-Соколова, А.А. Жилинский, К.П. Михальцов и др. Большой вклад в исследование почвен. ресурсов Чувашии внёс С.И. Андреев. Исследования в области технич. наук начали развиваться в основном с нач. 1960-х гг., с открытием Волжского филиала Московского энергетического института и факультета механизации в ЧСХИ. Республика стала занимать в стране ведущие позиции в развитии теории и практики релестроения после того, как в 1961 в Чебоксарах был открыт Чуваш. электротехнич. научно-исследовател. институт (ныне Всероссийский научно-исследовательский, проект­но-конструкторский и технологиче­ский институт релестроения с опытным производством).

Центром гуманитар. исследований оставался НИИ ЯЛИЭ, к-рый с нач. 1950-х гг. координировал изыскания в этой сфере. Были опубликованы важные труды В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, И.Д. Кузнецова, М.Я. Сироткина, С.П. Горского, В.Г. Егорова и др.

Новый этап в расширении науч. работы в республике связан с открытием в 1967 Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, на факультетах и в лабораториях к-рого получили заметное развитие исследования в области физики (С.А. Абруков, В.И. Загребаев, А.И. Коротков, Г.М. Филиппов, И.А. Чучкалов и др.), техники, механики и матема­тики (Е.Г. Иванов, Д.Д. Ивлев, И.Е. Илларионов, С.Ф. Сайкин, А.Г. Терентьев), электротехники (А.К. Аракелян, А.А. Афанасьев, Г.А. Белов, Е.И. Ефименко, Ю.Я. Лямец, Ю.М. Миронов, В.А. Нестерин, А.Д. Поздеев и др.), химии (В.А. Кухтин, Н.И. Кольцов, В.В. Кормачёв, О.Е. Насакин, В.Н. Николаев и др.), медицины (В.В. Амосова, А.Н. Волков, В.Е. Волков, Д.С. Гордон, Н.Г. Григорьев, Г.М. Воронцова, Л.Н. Иванов, М.В. Краснов, В.Н. Сапёров и др.), языкознания чувашского (И.А. Андреев, Г.Е. Кор­нилов, М.М. Михайлов, Н.П. Петров, Л.П. Сергеев, М.И. Скворцов, М.Р. Федотов, М.Ф. Чернов и др.), литературоведения (Е.В. Владимиров, В.Я. Канюков, Г.Я. Хлебников), истории (В.Д. Димитриев, П.В. Денисов и др.), экономики (Г.Н. Ахмеев, В.И. Ильдеменов, Л.П. Кураков, П.А. Сидоров, В.Н. Якимов и др.), философии (А.И. Петрухин, Э.З. Феизов, В.И. Чекушкин и др.) и т.д. В ЧГПИ создателем нового направления в отечеств. педагогике – этнопедагогики – стал Г.Н. Волков. Он, а также Н.Г. Краснов и их коллеги исследовали наследие И.Я. Яковлева. Отдельные проблемы педагогики разрабатывали Г.А. Анисимов, Ю.П. Сокольников; химией кислород. соединений бора успешно занимался В.Г. Скворцов. В агропромышлен. комплексе республики эффективно при­менялись исследования специалистов из ЧСХИ: В.А. Алексеева, Л.М. Войкина, М.И. Голдобина, А.И. Кузнецова, В.И. Медведева, К.П. Михальцова, Б.Г. Русанова, В.А. Соловьёва и др. Искусствознание развивалось в основном в ЧНИИ ЯЛИЭ усилиями Ф.А. Романовой, М.Г. Кондратьева и А.А. Трофимова. Здесь же шло развитие литературоведения (Ю.М. Артемьев, В.Г. Родионов, Г.И. Фёдоров).

В 1970–80-х гг. создан филиал Глав. ботанич. сада АН СССР, Чуваш. науч. отдел НИИ ветеринар. института Нечернозём. зоны Росс. Фед., хмелевод. опыт. станция. В нач. 1990-х гг. на базе сель­скохозяйствен. и хмелевод. опытных станций созданы Чувашский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства.

В 1988 в республике работали 56 докторов и 724 кандидата наук, в т.ч. 54 доктора и 630 кандидатов – в вузах республики. С кон. 1980-х гг. науч. исследования в сфере обществен. и гуманитар. наук развивались в условиях ликвидации идеологич. контроля, что, с одной стороны, дало возможность вести открытые дискуссии на ранее запретные темы, разрабатывать их, а с другой – появилось большое количество публикаций, содержащих непроверенные гипотезы, факты, события. Исследованиям в сфере естествен. и технич. Н. препятствовало заметное снижение финансирования. В 1991 учреждена Академия наук Чуваш. Респ., в 1992 – Чуваш. национал. академия. В декабре 1994 Указом Президента Чуваш. Респ. они были преобразованы в Национал. академию наук и искусств Чуваш. Респ. (НАНИ ЧР), к-рая как государствен. учреждение функционировала до ноября 2003. Академия вела разработки в сфере обществен. Н., национал. культуры и искусства, физико-математич. и технич. Н., естествен. Н., природопользования, экологии, сельскохозяйствен. Н., филологич. Н. и др. В 2007 научно-исследовател. работу вели 745 чел. в 15 организациях Чувашии. В 4 вузах велась подготовка кадров в аспирантуре, выпуск в 2009 составил 127 чел. В 2 вузах открыта докторантура, в 2007 окончили 6 чел.

В нач. 21 в. особое значение приобретают организация и управление разви­тием Н., придание ей инновационного характера. В Чувашии определён перечень критич. основных технологий и приоритет. направлений научно-исследовател., опытно-конструктор. и технологич. работ, на их реализации предполагается сконцентрировать науч. потенциал, финансовые, материал. и кадровые ресурсы государствен. научно-технич. и инновацион. политики. Это – биотехнологии (биологич. средства защиты растений и животных, селекция, иммунология, трансгенные технологии, синтез лекарствен. средств и пищевых добавок), энергосберегающие технологии и нетрадицион. энергоресурсы, принципиально новые материалы и химич. технологии, информацион. технологии и электроника, транспорт, производствен. технологии – информацион. интеграция и систем. поддержка жизнен. цикла продукции, автоматизация и управление технологич. процессами и комплексами, гибкие производствен. системы, технологии глубокой переработки сырья и материалов в лёгкой промышленности, разработка и производство медицин. оборудования и материалов, эффектив. строител. материалы и технологии, системы инженер. обеспечения жилых домов (включая автоном. системы жизнеобеспечения, быстрое возведение и трансформация жилья), элементная база для развития нанотехнологий (исследования и разработки в области нанотехнологий, создание нанотехнологических производств), системы жизнеобеспечения и защиты человека (разработка и внедрение новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека, повышения его адаптации к действиям неблагоприят. факторов среды обитания), разработка и внедрение новых технологий в медицине, социал. и гуманитар. исследования (духовно-нравствен., интеллектуал. развитие личности), экология и рационал. природопользование. Воспроизводство Н. как социал. института тесно связано с системой образования и системой подготовки науч. кадров. См. также Археология, Ветеринария, Зоологиче­ские исследования, Музыковедение, Теат­роведение.

Автор: И.И. Бойко, В.С. Абруков.
Лит.: Развитие технических и естественных наук в Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Вып. 99. Ч., 1980; Развитие общественных наук в Чувашии за годы Советской власти. Труды ЧНИИ. Вып. 100. Ч., 1980; Из истории высшей школы Чувашии. Ч., 1992; Академия наук Чувашской Республики. Ч., 1994; Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. Ч., 2002.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство