Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПЕДАГОГИКА (греч. paidaggik teachne, букв. – «детоводческое» мастерство, от pais (paidos) – дитя, ребёнок, ag – веду) – отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.

Науч. основы П. заложены в 17–19 вв. в исследованиях западноевроп. и рус. пе­дагогов (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дид­ро, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарт, М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков и др.). Большой вклад в становление и развитие П. внёс И.Я. Яковлев.

П. в Чуваш. крае в 18 в. строилась на достижениях росс. и западноевроп. педагогов. Интересен в этом плане первый русско-чуваш. разговорник, составленный слушателями Нижегород. духовной семинарии И. Татинским, Е.И. Рожанским, И. Русаковским в 1789–90 по образцу русско-француз. разговорника Вегелина, – «Слова, взятые из французских разговоров российские с чуваш­скими, расположенные по урокам». Педагогич. ценность этого разговорника в том, что познавател. сторона в нём тесно сочетается с воспитательной. Содержание тематич. уроков представляет собой серию занятий по духовно-нравствен. и эстетич. воспитанию. Разговорник был первым светским учебником духовности и нравственности. В трудах Е.И. Рожанского содержатся нравоучител. наставления, множество педагогич. идей и мыслей о воспитании.

В 1868 И.Я. Яковлев открыл в г. Симбирск част. школу, ставшую в последующем первой национал. школой, первым педагогич. учеб. заведением чуваш. народа (см. Симбирская чувашская школа). В 1871 просветитель составил чуваш. алфавит на основе рус. графики и букварь, к-рые в 1872 были переработаны. Новый «Букварь для чуваш» выдержал 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения. В 1875–1903 И.Я. Яковлев служил инспектором чуваш. школ Казан. учеб. округа, в 1903–19 руководил Симбир. чуваш. учител. школой. Как окруж. инспектор И.Я. Яковлев организовал и руководил времен. педагогич. курсами и съездами народ. учителей, открыл большое количество сел. школ для народов Сред. Поволжья. Творчески использовав педагогич. наследие Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского, разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязыч. начал. школе, к-рая легла в основу «Правил о начальных училищах для инородцев», утверждённых Мин-вом народ. просвещения 31 марта 1906. Его педагогич. система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитател. процессом в начал. школе, подготовки учителей широкого профиля, просвещения взрослого населения. И.Я. Яковлев работал над изданием учебников, переводом с рус. на чуваш. язык и выпуском художествен., историч., медицин., сельскохозяйствен., естественнонауч., методич., музыкал. и др. литературы. В соавторстве со своими учениками им издано свыше 100 книг и брошюр, способствовавших росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйствен. опыта и культур. уровня, развитию мировоззрения и национал. самосознания.

В 1920-е гг. в развитии П. отразилось революцион. преобразование в обществе, разрабатывались вопросы становления новой системы просвещения. С открытием в 1930 Чуваш. государствен. педагогич. института началась интенсив. разработка дидактики и методик, возросло внимание к вопросам школоведения. Преподавателями ЧГПИ и Чуваш. института повышения квалификации кадров народ. образования были созданы новые школ. программы, учебники и учеб. пособия. В 1934–40 в Чуваш. АССР составлены новые учеб. руко­водства по П., представлявшие даль­нейший шаг в систематизации педагогич. опыта и развитии чуваш. П. Большую работу по их подготовке провели Е.С. Чернов, П.В. Озеров, И.М. Ломоносов, Т.М. Матвеев, Е.З. Захаров и др. В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 в ЧГПИ работали эвакуирован. из высших учеб. заведений городов Москва, Ле­нинград, Рига, Минск, Смоленск, Одесса профессора А.И. Лурье, В.И. Касаточкин, П.А. Дудель, К.В. Кудряшов, А.С. Турчанинов, Р.М. Микельсон и др., внёсшие значител. вклад в развитие высшей школы Чувашии. С 1946 к научно-исследовател. работе по П. стали широко привлекаться не только работники высшей школы, но и учителя-практики. Формой изучения и обобщения передового педагогич. опыта в Чувашии явились «Педагогические чтения» и на­учно-практич. конференции. Были подготовлены и изданы новые учебники и учеб. пособия для сред. школ. Активное участие в этой работе приняли Д.Н. Ни­колаев, М.С. Сергеев, Н.А. Резюков, В.Г. Егоров, С.П. Горский, С.К. Карпов и др.

В 50-х – 1-й пол. 70-х гг. 20 в. исследования в области методики воспита­ния посвящались глав. обр. формированию и сплочению дет. коллектива, организацион. формам и методам воспитател. работы, воспитанию таких качеств нового человека, как нравственность, обществен. активность, добросовест. отношение к труду, дисциплинированность и др. (Г.Н. Волков, И.П. Прокопьев, Ю.П. Сокольников, В.Т. Харитонов и др.). Расширилась работа по изучению форм и методов воспитания школьников через пионер. организацию (С.П. Ухъянкин). Исследовались такие проблемы П., как специфика воспитател. работы в школах разного типа, методика трудового воспитания в школе (глав. обр. в сельской), педагогич. анализ чуваш. народ. игр, эстетич. воспитание школьников (Г.Н. Волков, Д.Г. Крылов, М.К. Енисеев, В.Т. Сейфуллин и др.).

Большой вклад в развитие чуваш. П. внесли Г.Н. Волков, Ю.П. Сокольников. Науч. школа Г.Н. Волкова создавалась и развивалась на основе многогран. научно-исследовател. деятельности. По его инициативе в ЧГПИ в 1968 была открыта аспирантура по теории и истории педагогики.

Ведущие направления этнопедаго­гики в Чувашии продолжают разра­батываться учениками Г.Н. Волкова Т.Н. Петровой (историч. этнопедагогика), М.Г. Харитоновым (этнопедагогич. образование), В.А. Ивановым (сравнител. этнопедагогика), Э.И. Сокольниковой (семейная этнопедагогика), Д.Е. Ивановым (этносоциал. этнопедагогика), Е.В. Васильевым (педагогика межна­­ци­онал. отношений), Л.В. Кузнецовой (этнопедагогика среды), В.Н. Ивановым (этнопедагогика элитар. образования), А.Е. Земляковым, Н.Г. Красновым, М.Б. Кожановой (общая этнопедагогика).

Начиная с 1970-х гг. исследуются широкие теоретич. проблемы: сущность воспитания, его движущие силы, закономерности, противоречия воспитания, пути их разрешения, диалектика цели, средств и результата, стратегия и тактика воспитания.

В 1980-х гг. в Чувашии были развёрнуты исследования процессуал. аспек­тов воспитания, обучения, развития школьников и профессионал. подго­товки учителей: интеграция изучаемого и известного школьникам (М.К. Енисеев), изучение рус. языка в чуваш. школе (Г.А. Анисимов), деятельность современ. школы по предупреждению педагогич. запущенности и правонарушений несовершеннолетних (И.В. Павлов), трудовое воспитание стар. школьников в воспитател. пространстве региона (Г.Н. Гри­горьев), профессионал. ориентация учащихся в условиях дифференцирован. обучения (О.Г. Максимова), межпредмет. связи в профессионально-педагогич. подготовке учителей в вузе (В.К. Кириллов), подготовка учителя-воспитателя к профессионально-диагностич. деятельности (В.Г. Максимов), этнопеда­гогич. подготовка учителей нацио­нал. школы (М.Г. Харитонов), развитие профессионально-педагогич. общения (О.В. Кириллова), подготовка учителя начал. классов сел. малокомплект. школы (В.П. Ковалёв), обеспечение учеб. процесса программно-методич. средствами (Н.В. Софронова), педагогич. условия повышения эффективности связей учеб. дисциплин в процессе обучения (Т.В. Кириллова), развитие целост­ности педагогич. процесса (В.М. Никитин), подготовка студентов к концертмейстер. деятельности (Г.Г. Тенюкова), формирование художествен. мышления будущего учителя музыки (И.А. Медведева), подготовка студентов к применению современ. информацион. технологий в будущей профессионал. деятельности (Т.А. Лавина), формирование готовности студентов к творческому обучению двигател. действиям (Г.Л. Драндров), подготовка студентов педвуза к самоконтролю профессионально-педа­гогич. деятельности (Е.Г. Хрисанова), формирование мастерства юных спорт­сменов (О.А. Маркиянов), организация воспитател. работы в сел. школе (В.Н. Николаев), управление системой образования в школе (Н.С. Толстов), формирование состояния соревновател. готовности спортсменов (А.И. Пьянзин), развитие познавател. интересов дошкольников (Э.А. Баранова), экологич. воспитание млад. школьников (М.В. Емельянова) и др.

Педагогич. наука развивается в Чуваш. государствен. университете и Чуваш. государствен. педагогич. университете. В 1994 в них открыты аспирантура и докторантура по специальностям: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика профессионал. образования. С 1994 по 1999 по этим специальностям в диссертацион. совете ЧГУ защищено 14 доктор. и 59 кандидат. диссертаций; на 1 апреля 2009 в ЧГПУ защитили 89 доктор. и 237 кандидат. диссертаций.

Автор: М.Г. Харитонов.
Лит.: Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001; Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М., 2000.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство