Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПЕРЕХОДНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ТЕКСТЫ – совокупность акциональных (действенных или кинетических), реальных (предметных) и вербальных (словесных) текстов обрядовых комплексов, связанных с определённым событием в жизни человека. Вместе с календарными обрядовыми текстами и окказиональными обрядовыми текстами составляют комплекс обрядового народ. творчества. Переход. обряды, будучи приуроченными к определён. моментам жизни человека, приобщали его к социал. стандартам путём придания определён. статуса, основанного на предписанных обычаем правах и обязанностях.

Цикл обрядов, связанных с рождением. В 19 в. чуваши, будучи приобщёнными к православию, считали, что ребёнок – дар Бога, по традицион. верованиям, это дар покровительницы рожениц и богини земли Çĕр Ама; в нём видели явление какого-нибудь предка-родственника в новом облике. Рождение ребёнка сопровождалось следующими ритуалами: перерезание пуповины новорождённого, означавшее возможность приобщения его к миру людей; «похороны» последа, символизирующие возвращение ребёнка в мир природы; «добывание» ребёнка (повивал. бабка брала яйцо, горсть хмеля и солода и выбрасывала всё это на двор или же разбивала яйцо над головой новорождённого); «передача» полученной ценности от «добытчика» обществу («внесение» ребёнка в дом и укладывание его в колыбель, тем самым ребёнок окончательно «отрывается» от мира природы и получает определён. социал. статус в обществе) и нек-рые др. В комплексе родильных обрядов цепочка «добывания» ведёт к обрядам укоренения младенца в группе его близких, а затем более дальних родственников, и далее – к обрядам приобщения ребёнка к родовым духам и предкам. К обрядам приобщения ребёнка к членам рода относились ача пµтти (букв. каша в честь новорождённого), ача чăкăчĕ (сыр в честь новорождённого), ачана чÿке кĕртни (введение ребёнка в круг жертвоприношений; действующими лицами были члены рода, принимавшие в своё общество нового индивида). Формой наделения ребёнка атрибутами социал. статуса путём приобщения его к кругу родственников, в т.ч. предков, являлось и имянаречение.

Цикл похоронно-поминальных обрядов. Похороны, как и родины, моделируют общение между группой родственников (семьи, рода) индивида (объекта, подлежащего передаче) с духами, от к-рых люди в первом случае «ценность» получают, во втором – её отправляют. Похорон. обряд разворачивался в противоположном родинам порядке. После смерти человека чуваши заносили в избу живую курицу, делали ею три круга над покойником, затем, оторвав ей голову, выбрасывали на улицу со словами: Чунна çак шурă чăх ертсе çÿретĕр (Пусть душу твою водит белая курица) или же: Чун вырăн­не чун, кĕлетке вырăнне кĕ­летке (На место души – душа, на место тела – тело). Курица (петух, яйцо) символизировала жертву, принесённую злым духам, чтобы они не причиняли зла душе умершего. До выноса покойника из избы совершали ряд действий: взбалтывали муку в воде и таким образом готовили (не варили) чун пăтти (букв. каша души), каждый присутствующий в избе брал лучиной эту «кашу» и бросал её на щепки со словами: Умăн­та пултăр (Пусть будет перед тобою); из пресного, замешанного на сметане теста пекли нечёт. число лепёшек (хăймалу), их крошили в чашку, стоящую у изголовья покойника, там же стояла кадушка (чĕрес), в к-рую в честь покойника наливали воду; куски лепёшки и воду затем выносили на улицу. По представлению чувашей, после смерти человека его душа покидала тело; она, как и тело, требовала заботы. Поминки относятся к тем обрядам, к-рые завершали ритуал, символизирующий «кормление» души и проводы её в мир природы. Перед выносом тела исполняли причитания. Покойника обычно везли на санях даже летом, лошадей в таких случаях запрягали цугом. При встрече с похорон. процессией встречные говорили: Йывăр тăпру çăмăл пултăр (Тяжёлая земля над тобой да будет лёгкой). Существовал обряд, направленный на обеспечение покойника имуществом, необходимым ему для существования в ином мире. По традицион. верованиям, связь между умершим и обществом с погребением тела покойного разрывалась, но связь между ним и семьёй (родом) оставалась нерасторгнутой. По окончании поминал. обеда в день похорон их участникам раздавали разрезанный моток ниток, из к-рого каждый выдёргивал по три нитки, символизировавших протянувшуюся дорогу (мост) через ад в рай. Считалось, что душа покойного обитала среди живых до больших поминок, посещала те места, где бывал человек при жизни, и собирала личные вещи; она могла проявить своё недовольство, причинить беспокойство или даже навредить. Поэтому у чувашей существовал цикл обрядов «кормления и проводов» души покойного со дня погребения тела до обряда юпа. В этом обряде, включавшем в себя элементы подготовки и проводов ритуального замещающего, обнаруживаются мотивы перевода души умершего в деревян. фигурку (юпа), перевода души умершего на небо через огонь, обеспечения души умершего жилищем, одеянием и пищей и др.

Обряд проводов в рекруты. Если похороны моделируют коммуникацию между группой родственников и миром духов в порядке «отправления» ценности, а роды – её «получения», то рекрутские обряды соединяют оба мотива. При проводах умершего совершаются действия, предотвращающие возврат его в мир живых, детали же обряда проводов в рекруты призваны обеспечить благополуч. возвращение провожаемого: ему дают поцеловать грудь матери, заставляют обойти три раза по ходу солнца стол в избе, ашµм юпи (столб овина) или же старый дуб на родной ему земле и т.п. Начальным звеном ритуала проводов в рекруты был объезд всех родственников и получение от них подарков – кусков холста длиной в 2–3 м, к-рые закидывались через оба плеча крест-накрест и завязывались у пояса. Девушки дарили отправляющемуся полотенца или платки, во время объезда родственников будущий рекрут размахивал ими, стоя на телеге или на санях. Весь комплекс ритуала свидетельствует о связи с проводами коллективом одного из своих членов в чужой мир. Будущего солдата перед отправлением благословляли словами: Сĕт çулĕпе кайса çу çулĕпе таврăн (Уходи по молочному пути и возвращайся по масленому пути). Последним звеном синтагматической структуры обряда можно считать «получение» информации о судьбе уходящего. Во время проводов родители предлагали отрезать ему краюху каравая и держали этот кусок около его груди, благословляя будущего солдата. В случае, если рекрут погибал на войне или чужбине, то осенью в месяц юпа провожали душу погибшего в мир природы, т.е. переводили в статус предков. Полевое обследование кладбищ некрещёных чувашей показывает, что юпа ставились и в честь погибших в Вел. Отечеств. войне 1941–45.

Цикл свадебных обрядов. Свадьба традицион. чуваш. строилась на обменах между двумя группами внутри коллектива, в результате чего происходил «переход» невесты в группу жениха. Она имела обычно три основных этапа: сватовство, брач. церемонии в жилище невесты, брач. церемонии в жилище жениха. Первый этап свадьбы моделировал обмен. отношения между двумя группами (достижение договора и обмен. дарения в основном со стороны жениха). Обмен. дарения со стороны невесты проходили в период самой свадьбы в форме перехода невесты, а вместе с ней и её приданого из дома её родителей в дом родителей жениха.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Родионов В.Г. Этнос. Культура. Слово. Ч., 2006.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство