Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

«ОКТЯБРЬ ÇУЛĔ» (Путь Октября) – песня-кантата для хора а капелла В.П. Воробьёва на стихи Н.Т. Васянки (по А.И. Безыменскому). Впервые исполнена 24 декабря 1928. Непосредственным прототипом му­зыкал. ком­позиции В.П. Воробьёва послужил хор Г.Г. Лобачёва «К Октябрьской революции» на стихи А.И. Безымен­ского, изданный в 1927 (ещё одно музыкал. воплощение этого же стихотворения при­над­лежит Д.Д. Шостаковичу в симфонии «Октябрю», 1927). В 1932 пианист И.В. Люблин добавил к партитуре «О.ç.» аккомпанемент со вступлением и отыгрышем между первым и вторым разделами, оркестрованный для симфонич. оркестра С.И. Габером. Это придало компактному акапелльному хору характер вокально-симфонич. композиции продолжительностью звучания ок. 7 минут. В дальнейшем песня-кантата «О.ç.» исполнялась и издавалась как в акапелльном, так и аккомпанирован. варианте.

Текст песни-кантаты в виде обобщённо-абстракт. символов воплощал глав. идеологич. схему совет. эпохи: картина тяжкого гнёта (…имя наших тенёт: молчанье, страданье, гнёт) сменяется картиной появления вождя, надежды и борьбы (…О, Ленин! Ты выковал волю страданий… Наша судьба носит имя – Борьба). Завершающая часть – апофеоз, своего рода катехизис объектов прославления в совет. художествен. гимнографии (Октябрь, Коммуна и Ленин!). Структурной основой музыкал. разделов «О.ç.» является поэтическая строфа, состоящая из 6 четырёхстопных строк. В соответствии с числом поэтических строф произведение состоит из 4 эпизодов. Следуя сменам образ. содержания стихов, В.П. Воробьёв создал контрастно-состав. форму ABCD из приблизительно равномасштаб. построений, следующих друг за другом без перерывов. Несмотря на упрощённо-идеологизирован. пафос стихов, песня-кантата «О.ç.» для чуваш. музыкал. искусства представляла значительную художествен. ценность. Это было новаторское сочинение, впервые в крупной форме ярко воплотившее героико-патриотич. тему и удачно синтезировавшее интонации народ. песни с непривычными для неё ритмами рабочей революционной песни.

Автор: М.Г. Кондратьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство