Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ТРАНСПОЗИЦИЯ КВИНТОВАЯ (лат. transpositio – перестановка и quinta – пятый, в музыке интервал, отстоящий на 5 ступеней от исходного) – специфический приём развития мелодии, характерный для нек-рых народно-песенных культур, в т.ч. чувашской. При Т.к. 2-я половина строфы народ. мелодии представляет собой повторение 1-й половины со сдвигом по звукоряду на интервал квинты вниз (или, что рав­нозначно, кварты вверх). Весьма ред­ки примеры транспозиции (сдвига) на квинту вверх (соответственно, кварту вниз).

     В чуваш. народ. песне Т.к. обычно связана с восьмистроч. (4+45, либо 44) или четырёхстроч. (2+25, либо 24) строфой пентатонного строя. Чаще всего транспонируются звукоряды d и e, образуя комбинирован. звукоряды с «полутоном на расстоянии» h–c: degah+GAcde (суммарно GAcdegah), egahd1+Acdeg (суммарно  Acdegahd1).

     Восьмистроч. строфа наиболее характерна для свадеб. песен верховых и средненизовых чувашей (см. нотный пример 1).

      В четырёхстроч. песнях с Т.к. (в основном средненизового музыкал. диалекта, встречается в песнях разных традицион. жанров, кроме хороводных) квинтовый сдвиг напева по звукоряду может сочетаться со сквозным мелодич. развитием при сохранении мелодико-интонацион. и ритмического рисунка фраз (см. нотный пример 2).

     Иногда подобный перенос половины напева происходит с сохранением исходного звукоряда (напоминая так наз. «тональный ответ» в полифонических формах), при этом во 2-й части сохраняется лишь мелодический контур исходной половины напева, а конкрет. интервал. соотношения варьируются (см. нотный пример 3).

     Исследователи венгер. народ. музыки Б. Барток, З. Кодай, Л. Викар и др. придавали приёму Т.к. особое значение, считая его, наряду с ангемитонной пентатоникой, одним из глав. аргументов в доказательстве родства музыкально-поэтических систем предков венгров и народов Поволжья – чувашей и марийцев.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Иллюстрации
Пример 1
Пример 2
Пример 3

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство