Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ у чувашей. Семья является микросредой социализации личности, в т.ч. транслятором этнокультур. традиций. Она передаёт формы поведения, ценност. ориентации, обычаи и ритуалы, актуал. в обществе и принятые в локал. среде. Основой С.в. у чувашей являлась подго­товка к трудовой деятельности: детей стремились приобщать к сельскохозяйствен. занятиям, работам по дому и хозяйству. Мальчики помогали пасти скот, ухаживали за лошадьми, в 7–8-лет. возрасте начинали боронить, с 12–13 лет – пахать, молотить и сеять. На жатву выходили всей семьёй, дети с 8–10 лет начинали жать. Мальчиков учили плести лапти, вить верёвки, плотничать, т.е. всему тому, что было необходимо в крестьян. жизни. При уходе главы семьи на заработки сыновья-подростки выполняли все муж. работы в хозяйстве. Девочки с малых лет приобщались к домаш. занятиям – уборке, стирке, работе в огороде, уходу за младшими детьми. С 7–8 лет они начинали прясть, вязать, с 12–15 – ткать, вышивать, шить, доить корову. По мере взросления девочки-подростки готовили приданое – это было основным занятием в свобод. от земледельческих работ время. Детей учили счёту, им передавались рационал. знания о мерах длины и веса, рассказывали о природе, приметах погоды и видах на урожай и т.д.

Особое внимание обращалось на нравствен. воспитание. Детей приучали формам почтительности и вежливости, традицион. нормам общения и гостеприимства, морали и нравственности. В богатых семьях старались воспитывать наследника-хозяина, способного приумножать богатство семьи.

В сохранении и воспроизводстве традицион. культуры, в т.ч. языка, духовной культуры, народ. искусства, костюма, значител. была роль семьи, в частности, матери и бабушки. О роли матери в воспитании свидетельствует система традицион. ценностей, к-рая отражена в народ. педагогике, в произведениях уст. народ. творчества, в т.ч. разных жанрах фольклора, песнях, обычаях и обрядах.

Опыт чуваш. народа в С.в. обобщён в трудах Г.Н. Волкова.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Ч., 1966; Чуваши: История и культура. Т.2. Чебоксары, 2009.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство