Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА – жанр творчества композиторов; в широком смысле слова музыка в любых театральных постановках, т.е. как в постановках музыкального театра, так и драматического. В узком смысле под Т.м. понимают только музыку к спектаклям драматич. театра, участвующую в сценическом воплощении драмы в синтезе с др. видами искусства.

     Т.м. – актив. драматургич. фактор, способствующий созданию определён. эмоционал. атмосферы, раскрытию основной идеи пьесы, приданию единства спектаклю. Различают музыку, вынесенную за рамки сценического действия (увертюра, антракты, заставки), и внутрисценическую. Музыка может быть специально написана для спектакля или составлена из фрагментов уже известных сочинений. Масштабы номеров различны – от отрывков в несколько тактов или отдельных звуковых комплексов до крупных симфонич. эпизодов. Для музыкал. оформления спектакля часто используется звукозапись.

     В Чувашии первые образцы Т.м. возникли после 1918 с созданием Чуваш. драматич. театра. Музыкал. оформление спектаклей происходило в русле общих поисков национал. драматич. театров того времени. В постановки вводились чуваш. народ. песни различ. жанров, наигрыши для гармони, воспроизводились фольклор. обряды. В 1920-х гг. одним из показател. примеров в области Т.м. стало музыкал. оформление драмы «Ялта» (В деревне) автором пьесы, драматургом и композитором Ф.П. Павловым. Он использовал сольные и хоровые номера на основе национал. музыкал. фольклора, в массовых сценах участвовал Чуваш. государствен. хор.

     Создание в 1920–30-е гг. Рус. драматич. театра Чувашии и Чуваш. театра юного зрителя стимулировало интерес композиторов к жанру. В 1930-х гг. в области Т.м. работали В.П. Воробьёв, В.М. Кривоносов, И.В. Люблин, Г.Г. Лисков. В недрах Т.м. зародился новый для чуваш. искусства жанр музыкальной комедии [«Хаваслăх» (Радость) В.М. Кривоносова, 1935]. Номера из Т.м. к спектаклям В.М. Кривоносова («После бала» Н.Ф. Погодина) и И.В. Люблина («Кушар» П.Н. Осипова) позже исполнялись на концерт. эстраде как само­стоятел. произведения. В 1940-х гг. с те­атрами сотрудничали А.В. Асламас, Г.Я. Хирбю, С.М. Максимов. С 1942 в этом жанре работал В.А. Ходяшев, в 1940–80-х гг. он проявил себя как крупный театрал. композитор, написав му­зыку к 50 спектаклям. Среди них музыкал. оформление пьес «Севильский цирюльник» П. Бомарше, «Трактирщица» К. Гольдони, «Хумсем çырана çапаççĕ» (Волны бьют о берег) Н.Т. Терентьева, «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбе­ка (инсценировка в соавт. с Г. Микушки­ным) и др. Во 2-й пол. 20 в. к жанру Т.м. обращались почти все чуваш. композиторы. Значител. число произведений в этой сфере создано Ф.С. Василье­вым, Г.С. Лебедевым, А.Г. Орловым-Шузьмом, А.М. Токаревым, Ф.М. Лукиным.

     На рубеже 20–21 вв. Т.м. по-прежнему привлекает внимание композиторов Чувашии. Более 40 работ в этой области написал Н.Н. Казаков, удостоенный в составе творческой группы ЧГАДТ Государствен. премии Росс. Фед. в области литературы и искусства за музыкал. оформление спектакля А.А. Тарасова «Инçет телей çути» (Свет далёкого счастья) (2004). А.П. Галкин и В.Г. Салихова активно сотрудничают с театрами не только республики, но и др. регионов России. Начиная с 2002 наиболее значител. работы в области Т.м. отмечаются специал. премией в номинации «Лучшее музыкальное оформление» на республикан. конкурсе театрал. искусства «Чĕнтĕрлĕ чаршав» (Узорчатый занавес), к-рой удостоены Н.Н. Казаков, А.П. Галкин, Ю.П. Григорьев, В.Г. Салихова, Л.В. Чекушкина.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство