Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА – музыка, написанная для исполнения симфоническим оркестром, в отдельных случаях – с участием хора и певцов-солистов. К С.м. относятся и сочинения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра. Возникла в сер. 18 в. Основные жанры С.м. – симфония, сюита, увертюра, поэма; среди других – симфониетта, симфонич. картина, симфонич. фантазия, рапсодия, концерт.

Чуваш. С.м. насчитывает десятки оркестровых партитур в малых и крупных жанрах. Они представляют разные типы симфонич. драматургии, прямо или косвенно связаны с интонацион. миром чуваш. фольклора. Период становления чувашской С.м. – кон. 20-х – 30-е гг. 20 в. Первое национал. оркестровое произведение – балет. фантазия «Сăрнайпа палнай» (1928) Ф.П. Павлова. От неслож. пьес (прелюдии, марши, танцы) через освоение сонат. формы в увертюре, цикличности в сюите чуваш. С.м. пришла к жанру симфонии: «Чуваш­ская симфония» (1936) В.Г. Иванишина, Симфония до минор (1939) Г.В. Воробьёва, 4 симфонии М.А. Алексеева, 5 «больших» симфоний А.М. Токарева. Чуваш. композиторами создано более 20 симфоний.

Поиски и достижения С.м. в Чувашии связаны также с жанром симфонич. поэмы: «В родном краю» (1952) Т.И. Фандеева, «Сельские эскизы» (1969) М.А. Алексеева, «Айдар» (1970) Ф.С. Васильева, «Сказ о подвиге народном» (1986) А.А. Петрова, «Сказание о Суварах» (1988–94) А.Н. Никитина, «От земли до звёзд» (1987) Л.А. Новосёловой. Общими тенденциями с поэмой перекликается симфонич. фантазия. Композиторы обращались в ней к обострённо-драматич. образности [«Приношение Ф. Павлову» (1992) А.Г. Васильева], к свобод. развёртыванию музыкал. мысли [«Postscriptum. Памяти Георгия Степанова» (1998) Л.В. Чекушкиной, «Эпитафия. Памяти Георгия Степанова» для камер. оркестра (1998) Ю.П. Григорьева].

Наиболее распространённые и исполняемые жанры в чуваш. С.м. – увертюра и сюита. В увертюрах преобладает славильно-дифирамбич. тематика. В сюитах чаще всего проявляется фольклор. и театрально-сюжет. тематика.

Своеобразно и интересно в С.м. Чувашии представлен жанр инструментал. концерта. Наиболее яркие Концерт для трубы с оркестром (1961) А.М. Токарева, Скрипичный (1957) и Виолончельный (1963) концерты В.А. Ходяшева, «Чувашская рапсодия» для фортепиано с оркестром (1954) А.В. Асламаса, концерт для оркестра «Чувашское каприччио» (1962) и «Чувашский концерт-симфония» для гобоя и оркестра (1968) М.А. Алексеева, концерты для баяна (1972) и альта (1974) с оркестром Т.И. Фандеева, Концерт для струнных и ударных (1987) Ю.П. Григорьева.

Автор: С.И. Макарова.
Лит.: Кондратьев М.Г. Новые симфонические и вокально-симфонические про­изведения чувашских композиторов // Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып. 84. Ч., 1978; Данилова И.В. Оркестровые жанры в творчестве молодых чувашских композиторов // Чувашское искусство. Вып. 3. Ч., 1997.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство