Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СИНТАКСИС (греч. syntaxis – построение, порядок) – характерные для языка законы построения речи из языковых единиц, а также раздел языко­знания, изучающий эти законы. Основная единица С. – синтагма, к-рая представляет собой двучлен. комплекс функ­ционально противопоставленных единиц. Различаются 2 разновидности синтагмы – словосочетание и предложение. Словосочетание является единицей номинативной, оно обозначает предметы и действия с их признаками. Предложение – единица коммуникативная, предназначенная для общения людей между собой.

В ходе общения люди что-то сообщают друг другу или спрашивают о чём-то. Сообщение или вопрос составляют содержател. сторону предложения. Для сообщения важно то, что сообщается (т.е. предмет сообщения), и то, что об этом предмете сообщается. В лингвистике первое именуется темой, второе – ремой. С содержател. стороны предложение делится только на 2 части – те­му и рему. В чуваш. языке обычно те­­ма располагается в начале предложения, а рема за темой, т.е. смысловую функцию выполняет словопорядок. В то же время для выделения темы существуют и грамматич. средства – частицы (вара, çеç, кăна, анчах и др.) и грамматикали­зованные формы слов (тени, тенĕскер, пулĕ). В нек-рых случаях в разговор. ре­чи тема выясняется только из ситуации речи, в письмен. речи – из контекста.

В составе ремы, включающей несколько слов, выделяется смысловое ядро (или коммуникатив. центр высказывания), к-рое располагается непосредственно перед сказуемым. Ср.: Асанне çулла ялта пурăнать (Бабушка летом живёт в деревне); Асанне ялта çулла пурăнать (Бабушка в деревне живёт летом); Çулла ялта асанне пурăнать (Летом в деревне живёт бабушка). В целом словопорядок в чуваш. языке может выполнять три функции: указывать на те­му высказывания; выделять смысловой центр высказывания; выполнять грам­матич. функцию (в словосочетании). В словосочетании зависимое слово обычно находится перед главным.

Вопрос в чуваш. языке выражается с помощью вопросител. слов [кам (кто), мĕн (что), ăçта (где, куда), хăçан (когда) и др.] и вопросител. частиц (, -ши, -им, -и-мĕн). Интонация при этом выполняет только сопутствующую функцию. Ср.: Сирĕн çемьере миçе çын? (Сколько человек в вашей семье?) Сиртен вăрман инçе-и? (От вас лес далеко?) Расположение вопросител. слов в предложении относительно свободное. Вопросител. частицы примыкают только к сказуемому предложения. Отнесение вопроса к тому или иному элементу предложения достигается словопорядком.

Отрицание в предложении выражается с помощью отрицател. аффиксов и частиц отрицания (мар, çук), к-рые также примыкают к сказуемому. Ср.: Паян çанталăк сивĕ мар (Сегодня не холодно); Аттен паян ĕçе каяс çук (Отцу сегодня не надо идти на работу). Слово çук (нет, не имеется) также делает предложение отрицател., когда оно является сказуемым [Пÿлĕмре никам та çук (В комна­те никого нет)]. В предложении может быть несколько отрицаний [Эпĕ кун çинчен нихçан та никампа та калаçман (Об этом я никогда ни с кем не говорил)]. Однако только отрицание при сказуемом делает предложение отрицательным.

Для соединения слов друг с другом как в словосочетании, так и в предложении в чуваш. языке существуют следующие средства: порядок расположения [йĕпе çанталăк (сырая погода), йывăç çурт (деревянный дом)]; аффиксы [хулара пурăн (жить в городе), чăваш ташши (чувашский танец)]; послелоги [юр пек шурă (белый, как снег), анне валли илтĕм (купил для матери), сĕтел çине хур (класть на стол)]; союзы [курас тесе килтĕм (пришёл повидаться)]. Эти же средства соединяют придаточ. предложения в составе сложноподчинён. предложения. При этом придаточ. предложения располагаются в составе сложного по тем же законам, что и слова в простом предложении. Ср.: Çумăр çунă чух кайăксем юрламаççĕ (Во время дождя птицы не поют) – Кайăксем çумăр çунă чух юрламаççĕ (Птицы не поют во время дождя). Перечисленные обстоятельства в значител. степени сокращают различие между простым и сложноподчинён. предложениями.

Автор: И.А. Андреев.
Лит.: Ашмарин Н. И. Опыт исследования чувашского синтаксиса. Ч. I. Казань, 1903; Ч. II. Симбирск, 1923; Андреев И. А. Хальхи чăваш чĕлхи. Синтаксис. Ш., 2005.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство