Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ФАКТУРА (лат. facture – обработка, строение) в музыке – совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккомпанемент, фигурация и др.), образующая звуковую ткань произве­дения. Является чувственно-конкрет. воплощением склада музыкального. Каждое музыкал. произведение отличается индивидуал. и неповторимым фактур. рисунком. Особенно разнообразна Ф. в музыке гомофонно-гармонического склада, обогащённого полифоническими приёмами. В таких смешан. фактур. формах можно выделить следующие функции голосов музыкал. ткани: 1) глав. голос; 2) побочные голоса: контрапункт мелодизирован.; контрапункт фигурацион., имитирующий голос; под­голосок; гармонический звук или голос; органный пункт (педаль); дублировка; характе­ристический голос или пласт; 3) бас.

В чуваш. народ. музыке распространена гетерофонная Ф. Чуваш. композиторы начиная с 1920-х гг. разрабатывают преимущественно Ф. гомофонно-гармонического склада с элементами гетерофонии и полифонии. Развитым фактур. рисунком отличаются сочинения Г.В. Воробьёва, В.А. Ходяшева, А.Г. Васильева и др. Полифоническую Ф. последовательно развивал М.А. Алексеев, включая в ткань колористические голоса, прибегая к дублировкам, полипластовости. Общая тенденция в развитии чуваш. профессионал. музыки – всё большая индивидуализация Ф. Из новых видов фактур. техник в 20 в. нашло развитие сверхмногоголосие – в сочинениях А.Г. Васильева (кантата «Уяв», «Обретение земли» и др.), сонорика – в сочинениях А.Г. Васильева, Л.Л. Быренковой, Л.В. Чекушкиной.

Автор: С.И. Фёдорова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство