Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ФУГА (итал. fuga, букв. – бег, быстрое течение) – музыкальная форма, основанная на многократном имитационном (см. Имитация) проведении одной и той же темы в разных голосах с контрапунктическим и тонально-гармоническим развитием. Имитацион. проведения темы перемежаются интермедиями, в к-рых тема не представлена; интермедии обычно строятся в виде секвенций. Распространены однотемные, 3- и 4-голосные Ф., реже 2- и 5-голосные Ф. Классич. Ф. – вершина классич. европ. полифонии – сложилась к 18 в., достигла расцвета в творчестве И.С. Баха.

В чуваш. музыке первые художест­венно значимые Ф. появились в творчестве Г.В. Воробьёва (Ф. для фортепиано, струнного квартета, 1937). Ф. сочиняли все чуваш. композиторы, получившие консерваторское образование. Прелюдию и фугу для струнного оркестра, цикл для фортепиано «Три фуги» (1956) В.А. Ходяшева, «12 фуг» (1953) Ф.С. Васильева, «10 фуг» А.В. Асламаса отличают в целом традиционная для классич. Ф. форма, пентатонный тематизм с опорой на жанровость, тонико-субдоминантовое соотношение темы и ответа в экс­позиции (в отличие от тонико-доминантового соотношения в классич. Ф.) (см. пример 1).

А.Г. Васильев – автор единственной в чуваш. музыке хоровой Ф. (2-я часть хоровой сюиты «Жаворонок», 1983). Распевную тему широкого дыхания отличает ясная тонал. опора. Ответ – в традициях чуваш. музыки – в субдоминантовой тональности (см. пример 2). В списке полифонических произведений А.Г. Васильева значится также Ф. для струнных с литаврами.

У М.А. Алексеева встречаются Ф. в малых (Прелюдия и фуга, 1952) и больших полифонических циклах («Аюях», «48 полифонических образов» для фортепиано, 1979), как часть сонатно-симфонического цикла (2-й струнный квартет, 1965, с двойной Ф. в 1-й части). Его Ф. периода 1970–80-х гг. характерны отказ от жанровости, тональности. В основе большинства тем – вариант. раз­витие кратких мотивов, как ангемитонных, так и неангемитонных. Активно применял разнообраз. приёмы преобразования тем: инверсию, ракоход, увеличение, уменьшение. Отличител. черта Ф. М.А. Алексеева – многотемность с сов­мест. экспозицией всех тем, свобода высотных отношений, отсутствие интермедий; композиция основывается на перестановках голосов (тип так наз. пермутационной Ф., встречающийся в добаховской полифонии).

Автор: С.И. Фёдорова.
Иллюстрации
Примеры 1, 2.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство