Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

        ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, театр – род искусства, форма эстетического освоения мира в идеях и образах посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Театр – многожанровое синтетич. искусство, важнейшими составляющими к-рого являются актёрское искусство, режиссёрское искусство, сценическая речь, драматургия, театральная музыка, вокальное искусство, хореография,  сценография, архитектура театрал. залов, сцены и зданий. По типу используемых художествен. выразител. средств различаются драматич. и музыкал. (балет, музыкальная комедия, опера, оперетта) виды Т.и.

     Элементы драматич. действия существовали в первобытных трудовых обрядах и играх, объединяясь в них песней и танцем. Зарождение диалога и усиление изобразител. начала в танце явились исходным моментом развития драмы. Богатые и разнообраз. формы зрелищ были созданы в странах Дальнего Востока. Одно из централ. мест занимало Т.и. в художествен. культурах античного мира, эпох Возрождения, европ. классицизма, Просвещения, романтизма, реализма и модернизма.

     В рус. культуре театральность была представлена в народ. обрядах, календар. и семейных празднествах, в раз­ыгрывании хоровод. песен и в искусстве скоморохов. Первый росс. профес­сионал. театр был придворным (1673). В 17 в. появились школ. театры при Славяно-греко-латин. академии, в духовных семинариях и училищах. В 1750 в г. Ярославль образован самодеятел. театр, в 18 в. создавались крепостные и любител. театры. В нач. 19 в. сложилась сеть рус. Императорских театров. Со 2-й пол. 19 в. театры открывались в крупных городах России, в малых городах небольшими труппами давались антрепризы. С 1918 возникало много новых театрал. коллективов, в т.ч. экспериментальных. С появлением в 1932 Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» основным методом в искусстве был признан метод социалистич. реализма, время художествен. экспериментов закончилось, появился новый, ставший на весь период советской власти основным, критерий оценки – идеологически-тематический.

     Истоки Т.и. чуваш. народа связаны с древними обрядами и играми (см. Театральные истоки в чувашском народном творчестве).

     Первые упоминания о существовании в уездных городах Чуваш. края любител. сцены (народно-непрофессионал. театры) встречаются в работах С.М. Михайлова и И.Д. Никитина (Юркки). Ставились спектакли в городах Алатырь (с 1867), Чебоксары (с 1871), Мариинский Посад (с 1876), Цивильск (с 1883), Ядрин (с 1889). Помещик Н.С. Арцыбышев в своём имении Мамино под Цивиль­ском содержал хор и оркестр крепостных, к-рыми руководил сам. Свои театрал. традиции складывались в Казан. инородческой семинарии: семинаристы, среди них была и чуваш. молодёжь, ставили доступные им пьесы классиков рус. драматургии.

     Большое значение для зарождения национал. профессионал. театра имела музыкально-театрал. жизнь Симбирской чувашской школы, организатор и руководитель к-рой И.Я. Яковлев написал сочинение «О влиянии театра» (Симбирск, 1870), чутко восприняв идеи передовой обществен. мысли о просветител. и нравственно-воспитател. роли Т.и. В школе устраивались литературно-вокал. вечера, концерты, постановки на рус. языке (отрывки пьес «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Скупой рыцарь» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Лес» А.Н. Островского; инсценировались рассказы И.С. Тургенева и А.П. Чехова), разыгрывались бытовые сцены из жизни чуваш. народа, читались в ролях классические произведения. 14 апреля 1903 состоялась первая постановка полного драматич. произведения – «Женитьба» Н.В. Гоголя. Памятным музыкально-театрал. событием стала постановка 22 и 23 февраля 1913 фрагментов оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки в исполнении солистов, хора и оркестра. Учащиеся, разъезжаясь на летние каникулы по сёлам, пытались организовывать театрал. представления на местах. Школа воспитала целую плеяду оставивших яркий след в истории национал. (в т.ч. театрал.) культуры деятелей: М.Ф. Акимов, И.А. Андреев-Шевле, С.П. Горский, К.В. Иванов, Р.Н. Идобаев, Г.И. Комиссаров, С.М. Максимов, И.С. Максимов-Кошкинский, Ф.П. Павлов, Е.Д. Римова, Г.В. Тал-Мрза, У.Т. Тимофеева, А.И. Токсина, Н.В. Шубоссинни, К.Н. Эсливанова, Ф.Д. Дмитриева (Эдюка), И.В. Данилов, Е.К. Миронова-Алюнова (Сердэ), Е.Т. Терентьева-Сендиэр (Ева), Д.К. Кузьмина, И.В. Васильев и др.

     Своими любител. театрал. труппами славились сёла Акулево (1897–1927) и Бичурино Чебоксар. у.

     После 1917 в Т.и. начались новые процессы. В красноарм. клубах г. Симбирск были созданы чуваш. драматич. кружки под руководством М.Ф. Аки­мова (Аруй) и Н.С. Ефремова. Весной 1919 организована передвиж. труппа – Чуваш. театр при Симбир. губкоме РКП(б) и Чуваш. подотделе Реввоенсовета Восточного фронта; коллектив возглавил И.А. Андреев-Шевле, в будущем режиссёр и актёр Чуваш. государствен. драматич. театра. В г. Уфа в годы Граждан. войны при рабочем клубе создана чуваш. драматич. труппа, собравшаяся вокруг И.Е. Ахаха. Одним из организаторов драматич. труппы при политотделе дивизии в г. Самара был И.И. Мучи. При поддержке чуваш. отдела при Народ. комиссариате по делам национальностей (Наркомнац) в г. Казань появились театрал. коллективы: в 1918 Кружок любителей чуваш. национал. искусства под управлением И.С. Максимова-Кош­кинского, в 1919 Ударная труппа (Чуваш. красноарм. театр) под управлением Г.В. Тал-Мрзы.

     До образования ЧАО большое значе­-ние имела деятельность Ф.П. Пав­лова, под руководством к-рого в 1917 Акулев. труппа переименована в передвиж. художествен. труппу. Впоследствии она была преобразована в Первую чуваш. любител. драматич. труппу, осенью 1919 в Чуваш. советский передвиж. театр Чебоксар. у. с базой в с. Бичурино. С 30 декабря 1919 по лето 1920 Ф.П. Павлов был командирован в Ядрин., Чебоксар. и Цивил. уезды для организации передвиж. театров, 10 марта 1920 назначен зав. театрал. секцией чуваш. отдела Наркомнаца. По его инициативе 11–14 июня 1920 состоялся 1-й съезд работников искусства Чебоксар. у.

     В марте 1919 открыт Чебоксар. народ. университет, его факультету искусств обязан своим рождением рус. профессионал. театр (ныне Государственный русский драматический театр Чувашской Республики).

     В 1920–21 в ведении област. театрал. секции находились 72 театрал. секции при народ. домах (25 в Чебоксар. у., 18 в Ядрин. у., 19 в Цивил. у.), 5 театров и передвиж. труппа. Среди них были самодеятел. кружки и театры, из коллективов к-рых впоследствии вышли на профессионал. сцену крупные театрал. деятели: К.Е. Егоров и К.В. Васильев-Катнуй (1-й Чуваш. передвиж. драматич. театр Чебоксар. у.), Г.В. Парне, М.Ф. Юрьев и Е.О. Осипова (Чуваш. театр г. Цивильск) и др.

     С переездом из Казани Чуваш. театра под руководством И.С. Максимова-Кошкинского в Чебоксарах летом 1920 развернул свою деятельность Чуваш. драматич. театр (ныне Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова). В первые годы в театре работали любители, не имевшие специальной подготовки. К нач. 1930-х гг. труппа стала уже вполне профессиональной. Её костяк составляла молодёжь, обучавшаяся в студии при театре, позднее в специал. учеб. заведениях (техникуме, училище, институте): Н.С. Айзман, Б.А. Алексеев, Н.П. Вино­градов, А.А. Долгова, М.П. Иванова, В.М. Михайлов, И.О. Молодов, Л.Ф. Семёнов, Е.В. Шорникова, Г.В. Парне, М.Ф. Кокки, У.Т. Тимофеева и нек-рые др. До 1941 в труппу театра ежегодно вливались выпускники Чуваш. государствен. театрал. техникума (училища). В послевоен. время творческий коллектив ЧГАДТ пополнялся воспитанниками чуваш. студий при театрал. вузах Москвы (1947, 1961, 1983, 1993, 2002) и Ленинграда (1972) (см. Студия актёрская, Российская академия театрального искусства, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Они с успехом вошли в репертуар театров и заменили многих мастеров сцены старших поколений.

    Вначале репертуар чуваш. труппы состоял преимущественно из переводных пьес в большинстве комич. характера. Вместе с эволюцией чуваш. Т.и. происходило становление драматургии чувашской. Зачатки её можно усмотреть ещё в диалогах, встречающихся в сочинениях С.М. Михайлова, первые оригинальные произведения этого жанра появились на рубеже 19–20 вв.

   1920–30-е гг. в театрал. сфере Чувашии прошли под знаком эксперимента, поисков своего поэтического языка, стиля актёрской игры, укрепления профессионал. школы чуваш. Т.и. При поддержке Моск. и Ленинград. ТЮЗов сформированы в 1932 русская (1932, 1947–59), в 1933 – чувашская (1933–41, 1947–51, с 1959) труппы Чуваш. ТЮЗа (ныне Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля) и филиал при нём – кукольный театр (1933–39). В 1934–59 функционировали чуваш. профессионал. колхозные театры.

     С началом Вел. Отечеств. войны колхоз. театры, Чуваш. ТЮЗ, Чуваш. государствен. театрал. училище были закрыты. В республике нашли пристанище эвакуированные актёры Моск. камерного театра под руководством А.Я. Таирова, части трупп Севастопол., Воронеж., Брянского драматич. театров. На их основе в сентябре 1941 создан и начал работать в Алатыре «Новый театр» (впоследствии Передвиж. театр драмы и комедии, с 1943 Транспортный театр), прикреплённый к политуправлению Казан. желез. дороги и обслуживавший в основном рабочих и служащих Московско-Казан. желез. дороги; в 1943 переведён в один из освобождённых городов страны. В г. Шумерля размещался Украин. музыкально-драматич. театр, к-рый в 1942–43 работал в городах Алатырь, Шумерля, Канаш, Чебоксары. Показом спектакля «Виçĕ тус-тантăш» (Три подружки) по пьесе С.М. Мерзлякова 15 апреля 1945 открыт Чувашский государственный театр кукол.

     С нач. 1950-х гг. проводились республикан. конкурсы молодых артистов и режиссёров, с 1957 – художников и композиторов.

     В 1959 в РСФСР началось присвоение почёт. звания «Народный театр» лучшим, наиболее стабильным в работе самодеятел. коллективам. Среди первых в России этого звания удостоились Алатыр., Аликов., Батырев., Ибресин., Оринин. (Моргауш. р-на), Порец., Шумерлин., Янтиков. и ряд др. коллективов – всего более 20. В 2010 на территории Чуваш. Респ. постоянно функционировало более 700 театрал. коллективов, 42 из них народные.

     В 1959 открыл свой первый сезон Чуваш. музыкально-драматич. театр. В 1969 Чуваш. государствен. музыкал. театр стал самостоятел. учреждением, в 1993 переименован в Чувашский государственный театр оперы и балета.

     В 1980-х гг. при Чебоксар. Дворце пионеров организован театр-спутник «Юность», создан Клуб творческой молодёжи «Антракт». В 1989 при Чуваш. государствен. филармонии создана груп­па «Театр миниатюр». В кон. 1980-х – в 1-й пол. 1990-х гг. в республике возникали новые театры-студии (Молодёж. театр-лаборатория «У вокзала», Театрал. агентство «Центротеатр–Чебоксары», Мим-театр «Дождь» и др.). Чуваш. государствен. экспериментал. театр драмы создан в 1995, с приходом в 1996 в коллектив актеров театрал. студии «Мим-театр «Дождь» стал работать в жанре пантомимической клоунады. В нач. 21 в. появились театрал. студии «ИмяРек», «Миры», «Стаи», Театр-лаборатория «Эксперимент» и др.

Автор: Г.В. Кириллов, М.Г. Кондратьев.
Лит.: Иванов-Ехвет А. И. Музы ищут приют. К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Ч., 1987; Романова Ф. А. Театр, любимый народом. Ч., 1988; Романов П. В. Пространство сцены – Чувашия. Ч., 1993; Заломнов П. Д. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Ч., 2002; Евсеева И. С. Чувашский государственный театр оперы и балета. Ч., 2010.
Иллюстрации
Сцена из спектакля "Чудесный сплав" В.М. Киршона. Русская труппа Чувашского театра юного зрителя. 1957.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство