Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
РФ // Чувашская Республика // Канаш

Город Канаш. Жилой массив. 2007.
Город Канаш. Площадь Ленина. 2007.

КАНАШ – город республикан. значения, центр одноимён. района и крупный железнодорожный узел. Площадь 18,5 км2. Расположен в 84 км от Чебоксар.  На 1 января 2007 в городе проживало 47,9 тыс. чел.

Развитие города определяется местоположением в узле желез. дорог, соединяющих кратчайшим путём Москву с Уралом, а также наличием автомагистрали М-7, идущей к г. Ульяновск и имеющей интенсивность движения автомобилей в районе города более 5000 единиц в сутки, а также республиканских автодорог. Город расположен практически в центре Чувашии, поэтому территориально связывает не только свой район, но и соседние, развиваясь как республикан. центр торгового об­служи­ва­ния, первичной переработки сельскохозяйствен. продукции и лесозаготовок. Находится на водоразделе речных систем, вдали от надёжных источников прес­ной воды, что осложняет водоснабжение города.

В начале декабря 1893 завершилось строительство желез. дороги Москва – Казань через Алатырь. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и посёлок при ней – будущий город К. С открытием станции был создан удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйствен. товаров, появились склады местных и иностран. купцов, паровые и ветряные мельницы. К 1911 в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 в посёлке открылось высшее начал. училище, с 1914  действовала учител. семинария. В 1919 Шихраны стали узловой станцией, в 1920 её переименовали в станцию К., к-рая в 1925 получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925). Население К. к этому времени составляло 2323 чел. В 1926 завершается строительство второй станции К., на к-рую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 вступила в строй первая электростанция, к-рая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорож. станцию, часть города и 13 близлежащих деревень. Новым этапом в развитии города стало строительство вагоноремонт. завода, начатое в марте 1934. В 1939 вступила в строй железнодорож. ветка К.–Чебоксары. К. превратился в большой железнодорож. узел, работающий на 4 направления. К 1940 в городе проживало 17,3 тыс. чел., функционировали 4 школы, финансовый техникум, медицин. и педагогич. училища. В 1950–70 промышленность города стала многоотраслевой: в эти годы вступили в строй ок. 10 крупных заводов и фабрик.

Численность населения К., по данным переписей, в 1959 составляла 32,4 тыс. чел., 1970 – 41,4; 1979 – 46,6; 1989 – 53,0; 2002 – 50,6 тыс. чел. Доля мужчин в 1959 – 45,4%; 1970 –  44,3; 1979 – 43,7; 1989 – 44,5; 2002 – 44,7%. Рост численности населения города, сохранявшийся во 2-й пол. 20 в., сменился в 1990-х гг. снижением, что обусловлено естествен. и миграцион. убылью. С нач. 1990-х гг. в К. наблюдается превышение смертности над рождаемостью, значения естествен. убыли населения в 1995 – 3,1 чел. на 1000 населения, максимал. в 2001 – 6,5. В последующие годы наблюдалось снижение естествен. убыли: в 2003 – 4,8, 2006 – 3,9. Величина миграцион. убыли в 2006 составила 77,9 чел. на 10000 населения. Удел. вес пенсионеров в 2006 равнялся 26,0% от численности населения города. Доля чувашей увеличилась с 53,9% в 1989 до 56,8% в 2002, татар – с 8,7% в 1989 до 9,3% в 2002, снизилась доля русских: с 34,4% в 1989 до 31,6% в 2002, украинцев – с 1% до 0,7%, мордвы – с 0,6% до 0,4%,  марийцев с 0,2% до 0,1% соответственно.

Современный К. многофункционал. город. В отраслевой структуре экономики, помимо промышлен., выделяются транспортные и торговые функции, строительство и услуги. С нач. 1990-х гг. снижается значение транспортной составляющей и наблюдается значител. увеличение торговли: удел. вес занятых в этой сфере практически сравнялся к 2000 с показателем  занятости в промышленности. Включая активно работающих в этой отрасли индивидуал. предпринимателей и юридич. лиц, занимающихся торговлей, удел. вес занятых в торговле – 12,6%. Доля К. в республикан. обороте рознич. торговли составляет 1,7%, в расчёте на душу населения город занимает ведущее место в республике.

Удел. вес города в республикан. промышлен. производстве ок. 6%, насчитывается 17 крупных и средних промышлен. предприятий. В отрасли выделяются машиностроение, химическая и мукомольно-крупяная промышленности, промышленность стройматериалов. Абсолютным лидером остаётся машиностроение (более 70% валового производства промышлен. продукции), к-рое представлено Канашским вагоноремонт­ным заводом, Канашским заводом «Стройтехника», Канашским заводом резцов, Канашским автоагрегатным заводом, Канашским заводом электропогрузчиков, заводом технологич. ос­настки. Химическая промышленность представлена предприятиями «Лако­краска» и Канашским заводом полимерстройматериалов. В городе действует швейное предприятие «Пилеш», имеются хлебозавод и комбинат хлебопродуктов, Канашский сыродельный комбинат, мебельная фабрика, предприятия строител. промышленности, ТЭЦ.

Ведущей градообразующей отраслью остаётся транспорт. В городе действуют более 50 предприятий бытового обслуживания и 140 торговых предприятий, а также город. рынок.

Формирование планировоч. структуры К. во многом было определено наличием крупной железнодорож. магистрали Москва – Казань, имеющей здесь два ответвления. Желез. дорога рассекает город на две части – северо-западную и юго-восточную. В северо-восточную часть включились несколько кварталов д. Шихраны. Структура этого района не имеет чёткой планировки. Застройка рас­тянулась вдоль желез. дороги узкой полосой, разделённой улицами и проездами на ряд мелких кварталов. К север. жилому району подходит автомагистраль республикан. значения Чебоксары – Канаш. Юго-восточ. часть застраивалась по генерал. планам 1933 и 1956. Здесь встречается регулярная прямоугол. система кварталов, расположен. по сторонам главной город. магистрали – пр. Ленина, к-рый начинается от вагоноремонт. завода и подходит к город. парку культуры и отдыха. По сторонам проспекта сформировалась жилая застройка зданиями в 2–5 этажей с сетью культурно-бытовых и торговых учреждений. Общегородской центр является композицион. ядром К. Он включает в себя весь набор культурно-бытовых объектов эпизодич. и периодич. пользования. Центр имеет линейное построение, основная часть его объектов располагается вдоль пр. Ленина на участке ул. 30 лет Победы до ул. Чкалова. Старейшими объектами города являются водонапор. башня «Канаш западный» (1893) и здание учител. семинарии, построенное в 1915 (ныне там находится «Агропромбанк»).

Из учреждений социал. сферы в К. функционируют 14 дет. садов, 11 школ, 3 училища и 4 колледжа, Дворец культуры, 8 модел. библиотек, музей, 4 больницы и 7 фельдшер. пунктов, офис врача общей практики. Издаются 3 газеты: «Канаш», «Навигатор», «Мой город Канаш». С 1 декабря 1993  действует Канаш. студия телевидения.

Автор: З.А. Трифонова.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство