ДРАМАТУРГИЯ ЧУВАШСКАЯ ведёт начало с сер. 19 в. Её зарождение связано с развитием драматич. элементов в обрядовых действиях. На становление Д.ч. оказали влияние литератур. традиции, повествовател. жанры. В качестве первых образцов Д.ч. выступили драматизирован. диалоги С.М. Михайлова. На рубеже 19–20 вв. в чуваш. литературе появились собственно драматургич. произведения – пьесы Г.И. Комиссарова, С.К. Кириллова, М.Ф. Акимова, Н.В. Шубоссинни. Основное действие в этих пьесах обычно выстраивалось на бытовом этнографич. материале, в них одновременно были выражены как романтич., так и реалистич. тенденции. К.В. Иванов сочинил трагедию в стихах «Шуйттан чури» (Раб дьявола), в к-рой разработал проблему противостояния таса чун (чистой души) и мул (богатства). Жанр историч. трагедии и драмы в стихах в дальнейшем развивали И.Е. Тхти и Г.В. Тал-Мрза. В пьесах М.Ф. Акимова, Н.С. Ефремова, Ф.П. Павлова, П.Н. Осипова проявились черты философско-психологич. драмы. Пьесы Г.В. Тал-Мрзы, М.Ф. Акимова (Аруя), Н.С.Ефремова отличаются умелым обобщением многих типич. сторон предреволюцион. жизни. Чуваш. драма этого периода чаще всего стремилась осознать обществен. противоречия через отношения людей и их индивидуал. судьбы.
Требования социалистич. реализма продиктовали литературе свои законы построения сюжета. Одна за другой появлялись пьесы с недостаточно выражен. конфликтом и однообраз. характерами, к-рые господствовали вплоть до кон. 1960-х гг. Но и в это время написано немало пьес, вошедших в сокровищницу Д.ч. Пьесы Н.С. Айзмана, В.Т. Ржанова, Н.Т. Терентьева, А.Д. Калгана, Г.Д. Харлампьева, Л.Н. Родионова и др. глубоко раскрывали психологию положител. героев и помогали развитию жанра психологич. драмы. В этом плане особенно выделяется творчество Н.Т. Терентьева. Моральная чистота и светлые помыслы стали основными качествами положител. героев его пьес. Драматурги обращались и к историч. прошлому своего народа (И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н.Осипов, М.Ф. Юрьев, А.Д.Калган, М.Д. Ухсай и др.). Драматургия 1980-х гг. отмечена всплеском жанра политич. драмы, переосмыслением устоявшихся оценок послереволюцион. событий и волюнтарист. позиций вождей (Н.Т. Терентьев, Н.Н. Максимов).
В драматургии 1980–90-х гг. историч. прошлое больше отражается в трагедиях (П.В. Афанасьев, Б.Б. Чиндыков, Н.А. Петровский, Н.А. Исмуков, Н.И. Сидоров). В жанровом плане обогащаются также и драма с комедией. Замет. успехов достигла драма психологич. (Н.И.Сидоров, А.И. Пртта) и философ. (Н.В. Угарин). Глубокий философ. подтекст скрывается во многих трагедиях, комедиях и драмах чуваш. авторов. С 1990-х гг. объектом рассмотрения драматургов стал механизм мироустройства и роль в нём современ. человека. Это требовало проникновения в психологич. состояние человека (Б.Б. Чиндыков, А.А. Тарасов). Мир, в к-ром отсутствует взаимопонимание, рассматривается современ. драматургами как гибнущий. Причины его разрушения, по мнению сегодняш. авторов, не только конкретно социально-историч., но и более глубокие – экзистенциальные. Отсюда идёт процесс отчуждения. По этой причине многие герои современ. драмы остаются один на один со своими проблемами, ищут собеседников совсем не там, где обычно находили. Конфликт в подобных ситуациях сосредоточен не на внеш. событиях, лежит глубоко в сознании или в душах людей. Поэтому в современ. Д.ч. событие не играет решающей роли в развитии действия. Активно ведутся поиски в области выражения национал. идеи и национал. своеобразия (Б.Б. Чиндыков).
Автор: Е.Р. Афанасьева, В.Г. Родионов.
Лит.: Павлов Н.С. Проблема конфликта в чувашской драматургии. Ч., 1966; Леонтьев Н.А. Правда жизни и характера. Ч., 1969; Афанасьева Е.Р. Типология жанров чувашской драматургии. Ч., 2003.