Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ФИЛОСОФИЯ (греч. philosophia, букв. любовь к мудрости, от phileo – люблю, sophia – мудрость) – теоретическое знание и тип мировоззрения, направленные на выработку обобщённой системы взглядов на мир и место человека в нём; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, исследующая всеобщее в познавательном, социально-политич., ценност., этич., эстетич. отношениях человека к миру.

Миропонимание чувашей нашло отражение в трудах К.С. Мильковича, В.А. Сбоева, А.А. Фукс, В.К. Магницкого, С.М. Михайлова, Н.В. Никольского, Н.И. Золотницкого, Г.И. Комиссарова, Д. Месароша и др. Важнейшим этапом в формировании и развитии Ф. в Чуваш. крае явилось творчество И.Я. Яковлева и его учеников. В работах Яковлева важное место занимала философско-социологич. проблематика: понимание при­роды как многообразной, чувственно воспринимаемой реальности; человека как части природы, его специфического внутрен. духовного мира, в глубине обусловленного связью с божественным; значение труда, техники, образования и просвещения для прогрессив. развития общества; семья как основа социализации личности, трансляции культур. ценностей. Глав. идеей стала принципиал. значимость для чуваш. народа рус. культуры, необходимость дружествен. отношений между ними. Эта тема рассматривается как национально-по­литич., национально-культурная. Ф. истории у И.Я. Яковлева ориентирована на понимание историч. процесса в духе провиденциализма – признания существования божествен. разум. начала. По его мнению, от возникновения христианства берёт начало историч. прогресс. Значител. место проблемы мировоззрения, становления философ. сознания на­рода нашли в 17-том. «Словаре чувашского языка» Н.И. Ашмарина.

Систематич. исследования в области Ф. начались с 1950-х гг. Немалая заслуга в этом принадлежит А.И. Петрухину, к-рый исследовал чуваш. народ. Ф. на основе фольклор. произведений. Философ. идеи И.Я. Яковлева рассмотрены в работах И.А. Маркелова.

В 1990-х гг. работа по изучению специфики национал. культуры расширилась. В трудах Н.А. Исмукова впервые исследованы проблемы становления философ. культуры чувашей. С нач. 21 в. развернулись исследования ведущих направлений философ. мировоззрения чуваш. народа: пословицы и поговорки как обобщение социал. опыта (М.П. Желтов); проблема нравствен. выбора на основе фольклор. материала (М.В. Андрюшкина); нравствен. традиции этноса как социокультур. явление с привлечением материалов устно-поэтического творчества тюркоязыч. народов (В.А. Федотов); специфика менталитета чуваш. народа, выраженная в его историко-культур. наследии (Э.В. Никитина); традиции коллективизма как социокультур. феномен (А.Г. Степанов); анализ народ. мудрости как выражения самобытности национал. культур Сред. Поволжья (Г.Д. Петрова); проблема идеала совершенного человека в социокультур. системах татар и чувашей (Г.Э. Ахтямова); миропонимание чувашей и формирование их философ. культуры (Т.Н. Евграфова); этнич. мировосприятие как духовно-практич. отражение мира (В.М. Терентьев); осмысление ценност. ориентаций личности на материале устного народ. творчества чувашей (О.Н. Терентьева).

Большой вклад в развитие научно-философ. традиции в Чувашии внёс Э.З. Феизов. В своих трудах он исследовал психофизич. проблемы, изучал философ. проблемы естествознания. Его ученики разрабатывают проблемы связи сознания с мозговыми процессами: генезис сознания (В.М. Ермаков); проблемы причинности во взаимоотношениях души и тела (А.С. Тихонов); проблемы действенности психич. отражения (Т.В. Скворцова); иллюзия, мистика и реализм перцептив. процессов (Ю.П. Михайлов); проективная природа худо­­же­­ствен. восприятия (И.А. Статкевич) и др.

Ведущими направлениями современ. философ. исследований в Чувашии являются проблемы личности (В.И. Чекушкин), методологич. проблемы синтеза геологич. знаний (Г.Ф. Трифонов), духовность крестьянства как всеобщий способ его самовыражения (Р.В. Ми­хайлова), мировоззренческая детерминация познания природы (Ю.Т. Кульков), стратегия управления качеством высшего образования (Е.Р. Борисова), проблемы философии образования (В.А. Мукин), генезис и сущность обществен. потребностей (Т.Я. Сильвестрова), методологич. проблемы анализа социал. развития и качества жизни общества (Г.В. Калинина), идеи организма в рус. социал. философии (Г.П. Кузьмина), социально-технологич. аспект цивилиза­цион. и формацион. изменений общества (Н.Е. Осипов).

По ряду философ. специальностей в Чуваш. государствен. университете и Чуваш. государствен. педагогич. университете действуют аспирантура и докторантура.

Автор: Р.В. Михайлова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство