ФИЛОСОФИЯ (греч. philosophia, букв. любовь к мудрости, от phileo – люблю, sophia – мудрость) – теоретическое знание и тип мировоззрения, направленные на выработку обобщённой системы взглядов на мир и место человека в нём; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, исследующая всеобщее в познавательном, социально-политич., ценност., этич., эстетич. отношениях человека к миру.
Миропонимание чувашей нашло отражение в трудах К.С. Мильковича, В.А. Сбоева, А.А. Фукс, В.К. Магницкого, С.М. Михайлова, Н.В. Никольского, Н.И. Золотницкого, Г.И. Комиссарова, Д. Месароша и др. Важнейшим этапом в формировании и развитии Ф. в Чуваш. крае явилось творчество И.Я. Яковлева и его учеников. В работах Яковлева важное место занимала философско-социологич. проблематика: понимание природы как многообразной, чувственно воспринимаемой реальности; человека как части природы, его специфического внутрен. духовного мира, в глубине обусловленного связью с божественным; значение труда, техники, образования и просвещения для прогрессив. развития общества; семья как основа социализации личности, трансляции культур. ценностей. Глав. идеей стала принципиал. значимость для чуваш. народа рус. культуры, необходимость дружествен. отношений между ними. Эта тема рассматривается как национально-политич., национально-культурная. Ф. истории у И.Я. Яковлева ориентирована на понимание историч. процесса в духе провиденциализма – признания существования божествен. разум. начала. По его мнению, от возникновения христианства берёт начало историч. прогресс. Значител. место проблемы мировоззрения, становления философ. сознания народа нашли в 17-том. «Словаре чувашского языка» Н.И. Ашмарина.
Систематич. исследования в области Ф. начались с 1950-х гг. Немалая заслуга в этом принадлежит А.И. Петрухину, к-рый исследовал чуваш. народ. Ф. на основе фольклор. произведений. Философ. идеи И.Я. Яковлева рассмотрены в работах И.А. Маркелова.
В 1990-х гг. работа по изучению специфики национал. культуры расширилась. В трудах Н.А. Исмукова впервые исследованы проблемы становления философ. культуры чувашей. С нач. 21 в. развернулись исследования ведущих направлений философ. мировоззрения чуваш. народа: пословицы и поговорки как обобщение социал. опыта (М.П. Желтов); проблема нравствен. выбора на основе фольклор. материала (М.В. Андрюшкина); нравствен. традиции этноса как социокультур. явление с привлечением материалов устно-поэтического творчества тюркоязыч. народов (В.А. Федотов); специфика менталитета чуваш. народа, выраженная в его историко-культур. наследии (Э.В. Никитина); традиции коллективизма как социокультур. феномен (А.Г. Степанов); анализ народ. мудрости как выражения самобытности национал. культур Сред. Поволжья (Г.Д. Петрова); проблема идеала совершенного человека в социокультур. системах татар и чувашей (Г.Э. Ахтямова); миропонимание чувашей и формирование их философ. культуры (Т.Н. Евграфова); этнич. мировосприятие как духовно-практич. отражение мира (В.М. Терентьев); осмысление ценност. ориентаций личности на материале устного народ. творчества чувашей (О.Н. Терентьева).
Большой вклад в развитие научно-философ. традиции в Чувашии внёс Э.З. Феизов. В своих трудах он исследовал психофизич. проблемы, изучал философ. проблемы естествознания. Его ученики разрабатывают проблемы связи сознания с мозговыми процессами: генезис сознания (В.М. Ермаков); проблемы причинности во взаимоотношениях души и тела (А.С. Тихонов); проблемы действенности психич. отражения (Т.В. Скворцова); иллюзия, мистика и реализм перцептив. процессов (Ю.П. Михайлов); проективная природа художествен. восприятия (И.А. Статкевич) и др.
Ведущими направлениями современ. философ. исследований в Чувашии являются проблемы личности (В.И. Чекушкин), методологич. проблемы синтеза геологич. знаний (Г.Ф. Трифонов), духовность крестьянства как всеобщий способ его самовыражения (Р.В. Михайлова), мировоззренческая детерминация познания природы (Ю.Т. Кульков), стратегия управления качеством высшего образования (Е.Р. Борисова), проблемы философии образования (В.А. Мукин), генезис и сущность обществен. потребностей (Т.Я. Сильвестрова), методологич. проблемы анализа социал. развития и качества жизни общества (Г.В. Калинина), идеи организма в рус. социал. философии (Г.П. Кузьмина), социально-технологич. аспект цивилизацион. и формацион. изменений общества (Н.Е. Осипов).
По ряду философ. специальностей в Чуваш. государствен. университете и Чуваш. государствен. педагогич. университете действуют аспирантура и докторантура.
Автор: Р.В. Михайлова.