ПЕДАГОГИКА (греч. paidaggik teachne, букв. – «детоводческое» мастерство, от pais (paidos) – дитя, ребёнок, ag – веду) – отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Науч. основы П. заложены в 17–19 вв. в исследованиях западноевроп. и рус. педагогов (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарт, М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков и др.). Большой вклад в становление и развитие П. внёс И.Я. Яковлев.
П. в Чуваш. крае в 18 в. строилась на достижениях росс. и западноевроп. педагогов. Интересен в этом плане первый русско-чуваш. разговорник, составленный слушателями Нижегород. духовной семинарии И. Татинским, Е.И. Рожанским, И. Русаковским в 1789–90 по образцу русско-француз. разговорника Вегелина, – «Слова, взятые из французских разговоров российские с чувашскими, расположенные по урокам». Педагогич. ценность этого разговорника в том, что познавател. сторона в нём тесно сочетается с воспитательной. Содержание тематич. уроков представляет собой серию занятий по духовно-нравствен. и эстетич. воспитанию. Разговорник был первым светским учебником духовности и нравственности. В трудах Е.И. Рожанского содержатся нравоучител. наставления, множество педагогич. идей и мыслей о воспитании.
В 1868 И.Я. Яковлев открыл в г. Симбирск част. школу, ставшую в последующем первой национал. школой, первым педагогич. учеб. заведением чуваш. народа (см. Симбирская чувашская школа). В 1871 просветитель составил чуваш. алфавит на основе рус. графики и букварь, к-рые в 1872 были переработаны. Новый «Букварь для чуваш» выдержал 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения. В 1875–1903 И.Я. Яковлев служил инспектором чуваш. школ Казан. учеб. округа, в 1903–19 руководил Симбир. чуваш. учител. школой. Как окруж. инспектор И.Я. Яковлев организовал и руководил времен. педагогич. курсами и съездами народ. учителей, открыл большое количество сел. школ для народов Сред. Поволжья. Творчески использовав педагогич. наследие Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского, разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязыч. начал. школе, к-рая легла в основу «Правил о начальных училищах для инородцев», утверждённых Мин-вом народ. просвещения 31 марта 1906. Его педагогич. система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитател. процессом в начал. школе, подготовки учителей широкого профиля, просвещения взрослого населения. И.Я. Яковлев работал над изданием учебников, переводом с рус. на чуваш. язык и выпуском художествен., историч., медицин., сельскохозяйствен., естественнонауч., методич., музыкал. и др. литературы. В соавторстве со своими учениками им издано свыше 100 книг и брошюр, способствовавших росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйствен. опыта и культур. уровня, развитию мировоззрения и национал. самосознания.
В 1920-е гг. в развитии П. отразилось революцион. преобразование в обществе, разрабатывались вопросы становления новой системы просвещения. С открытием в 1930 Чуваш. государствен. педагогич. института началась интенсив. разработка дидактики и методик, возросло внимание к вопросам школоведения. Преподавателями ЧГПИ и Чуваш. института повышения квалификации кадров народ. образования были созданы новые школ. программы, учебники и учеб. пособия. В 1934–40 в Чуваш. АССР составлены новые учеб. руководства по П., представлявшие дальнейший шаг в систематизации педагогич. опыта и развитии чуваш. П. Большую работу по их подготовке провели Е.С. Чернов, П.В. Озеров, И.М. Ломоносов, Т.М. Матвеев, Е.З. Захаров и др. В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 в ЧГПИ работали эвакуирован. из высших учеб. заведений городов Москва, Ленинград, Рига, Минск, Смоленск, Одесса профессора А.И. Лурье, В.И. Касаточкин, П.А. Дудель, К.В. Кудряшов, А.С. Турчанинов, Р.М. Микельсон и др., внёсшие значител. вклад в развитие высшей школы Чувашии. С 1946 к научно-исследовател. работе по П. стали широко привлекаться не только работники высшей школы, но и учителя-практики. Формой изучения и обобщения передового педагогич. опыта в Чувашии явились «Педагогические чтения» и научно-практич. конференции. Были подготовлены и изданы новые учебники и учеб. пособия для сред. школ. Активное участие в этой работе приняли Д.Н. Николаев, М.С. Сергеев, Н.А. Резюков, В.Г. Егоров, С.П. Горский, С.К. Карпов и др.
В 50-х – 1-й пол. 70-х гг. 20 в. исследования в области методики воспитания посвящались глав. обр. формированию и сплочению дет. коллектива, организацион. формам и методам воспитател. работы, воспитанию таких качеств нового человека, как нравственность, обществен. активность, добросовест. отношение к труду, дисциплинированность и др. (Г.Н. Волков, И.П. Прокопьев, Ю.П. Сокольников, В.Т. Харитонов и др.). Расширилась работа по изучению форм и методов воспитания школьников через пионер. организацию (С.П. Ухъянкин). Исследовались такие проблемы П., как специфика воспитател. работы в школах разного типа, методика трудового воспитания в школе (глав. обр. в сельской), педагогич. анализ чуваш. народ. игр, эстетич. воспитание школьников (Г.Н. Волков, Д.Г. Крылов, М.К. Енисеев, В.Т. Сейфуллин и др.).
Большой вклад в развитие чуваш. П. внесли Г.Н. Волков, Ю.П. Сокольников. Науч. школа Г.Н. Волкова создавалась и развивалась на основе многогран. научно-исследовател. деятельности. По его инициативе в ЧГПИ в 1968 была открыта аспирантура по теории и истории педагогики.
Ведущие направления этнопедагогики в Чувашии продолжают разрабатываться учениками Г.Н. Волкова Т.Н. Петровой (историч. этнопедагогика), М.Г. Харитоновым (этнопедагогич. образование), В.А. Ивановым (сравнител. этнопедагогика), Э.И. Сокольниковой (семейная этнопедагогика), Д.Е. Ивановым (этносоциал. этнопедагогика), Е.В. Васильевым (педагогика межнационал. отношений), Л.В. Кузнецовой (этнопедагогика среды), В.Н. Ивановым (этнопедагогика элитар. образования), А.Е. Земляковым, Н.Г. Красновым, М.Б. Кожановой (общая этнопедагогика).
Начиная с 1970-х гг. исследуются широкие теоретич. проблемы: сущность воспитания, его движущие силы, закономерности, противоречия воспитания, пути их разрешения, диалектика цели, средств и результата, стратегия и тактика воспитания.
В 1980-х гг. в Чувашии были развёрнуты исследования процессуал. аспектов воспитания, обучения, развития школьников и профессионал. подготовки учителей: интеграция изучаемого и известного школьникам (М.К. Енисеев), изучение рус. языка в чуваш. школе (Г.А. Анисимов), деятельность современ. школы по предупреждению педагогич. запущенности и правонарушений несовершеннолетних (И.В. Павлов), трудовое воспитание стар. школьников в воспитател. пространстве региона (Г.Н. Григорьев), профессионал. ориентация учащихся в условиях дифференцирован. обучения (О.Г. Максимова), межпредмет. связи в профессионально-педагогич. подготовке учителей в вузе (В.К. Кириллов), подготовка учителя-воспитателя к профессионально-диагностич. деятельности (В.Г. Максимов), этнопедагогич. подготовка учителей национал. школы (М.Г. Харитонов), развитие профессионально-педагогич. общения (О.В. Кириллова), подготовка учителя начал. классов сел. малокомплект. школы (В.П. Ковалёв), обеспечение учеб. процесса программно-методич. средствами (Н.В. Софронова), педагогич. условия повышения эффективности связей учеб. дисциплин в процессе обучения (Т.В. Кириллова), развитие целостности педагогич. процесса (В.М. Никитин), подготовка студентов к концертмейстер. деятельности (Г.Г. Тенюкова), формирование художествен. мышления будущего учителя музыки (И.А. Медведева), подготовка студентов к применению современ. информацион. технологий в будущей профессионал. деятельности (Т.А. Лавина), формирование готовности студентов к творческому обучению двигател. действиям (Г.Л. Драндров), подготовка студентов педвуза к самоконтролю профессионально-педагогич. деятельности (Е.Г. Хрисанова), формирование мастерства юных спортсменов (О.А. Маркиянов), организация воспитател. работы в сел. школе (В.Н. Николаев), управление системой образования в школе (Н.С. Толстов), формирование состояния соревновател. готовности спортсменов (А.И. Пьянзин), развитие познавател. интересов дошкольников (Э.А. Баранова), экологич. воспитание млад. школьников (М.В. Емельянова) и др.
Педагогич. наука развивается в Чуваш. государствен. университете и Чуваш. государствен. педагогич. университете. В 1994 в них открыты аспирантура и докторантура по специальностям: общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика профессионал. образования. С 1994 по 2001 по этим специальностям в диссертацион. совете ЧГУ защищено 14 доктор. и 73 кандидат. диссертаций; на 1 октября 2022 в ЧГПУ защитили 94 доктор. и 265 кандидат. диссертаций.
Автор: М.Г. Харитонов.
Лит.: Краткая чувашская энциклопедия. Ч., 2001; Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М., 2000.