НОВЕЛЛА (итал. novella, букв. – новость) – малый эпический жанр, близкий к рассказу. Своими корнями восходит к фольклору (басни, сказки, анекдот, фаблио). От рассказа отличается необычным, нередко парадоксальным, сюжетом, возникающим из неожидан. трагикомического случая, отсутствием описательности и строгостью композиции. Сюжет концентрируется вокруг одного события.
В чуваш. литературе этот жанр формировался под влиянием мировых традиций. Он вобрал в себя особенности рассказа, повести, анекдота, фарса, но в силу своих истоков связан, прежде всего, с процессом анализа не-предвиден. случая. В основе чуваш. Н. – устные рассказы и историч. предания (М.Н. Юхма), житейские случаи (И.И. Иванов, И.Н. Юркин), анекдоты (Ф.Г. Агивер), раскрытие интим. переживаний героев (В.Г. Игнатьев), очерки будней (Н.Ф. Ильбек, Д.А. Кибек), романтические воспоминания (Л.Я. Агаков, А.С. Артемьев), публицистические анекдоты и бытовые ситуации (И.Е. Тхти), трагизм повседнев. жизни (Ф.Е. Уяр, Н.А. Мартынов) и т. д. В ней часто используются: сюжет-обрамление, когда эпилог соединяется с прологом [«Ан авăн, шĕшкĕ!» (Не гнись, орешник!) А.С. Артемьева]; неожидан. завязки [«Симĕс ылтăн» (Зелёное золото) А.С. Артемьева]; анекдоты, превращающиеся в фарс [«Апăршасем» (Бедняги) Ф.Г. Агивера] или трагедию [«Хуттăр Хĕлимунĕ» (Человек на хуторе) Ф.Г. Агивера] и т. д.
Автор: Г.И. Фёдоров.