Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА –археологическая культура племён раннего железного века и раннего средневековья, распространённая на территории от сред. течения р. Сура на З до низовьев р. Белая на В, от правого берега р. Ка­ма на С до Самар. Луки на Ю. В 1940-х гг. Н.Ф. Калинин выделил ряд археологич. памятников в особую культуру, названную им восточно-бур­тас­ской. В 1959 В.Ф. Генинг предложил назвать И.к. по городищу у с. Именьково (Респ. Татарстан). Одни исследовате­ли датируют И.к. 3–7 вв. н.э., другие – 5–7 вв. н.э.

Известно свыше 600 именьков. памятников (большинство селища и городища, также встречаются могильники и местонахождения). Наибольшее их количество сосредоточено в Нижнем Прикамье и прилегающих территориях. Поселения И.к. состояли из городища и нескольких селищ. Городища укреплялись одним валом и дуговидным рвом, встречаются с двойной и тройной системой укреплений. Уровень развития металлургии у именьковцев был значительно выше, чем у сосед. финно-угор. племён.

Выявлено не менее 10 могильников И.к. (Рождествен., Богородиц. и др.), расположенных в непосредствен. близости от поселений. Умерших сжигали в полном одеянии, остатки кремации помещали в могилы компактной кучей или рассыпали по дну. В погребения помещались лепные плоскодон. горшки с погребал. пищей. Вещевые материалы с памятников И.к. представлены остатками орудий труда, оружия, украшений, принадлежностей костюма и керамикой. Носители И.к. способствовали распространению в Поволжье более совершен. методов металлообработки (сварка, ковка, получение стали путём цементирования железных изделий и т.д.), пашен. земледелия, новых пород крупного рогатого скота.

Вопросы происхождения этнич. принадлежности и дальнейшей судьбы И.к. трактовались по-разному. Одни исследователи считали её финно-угор. позднегородец., другие – тюрк. сибирского происхождения, третьи – угро-мадьяр­ской. В 1980-х гг. появилась гипотеза о зарубинецких истоках И.к. (Г.И. Матвеева). Существовало предположение о генетич. связи И.к. с черняхов. культурой  (В.В. Седов). С последней четверти 20 в. происхождение И.к. связывается с миграцией в Сред. Поволжье культур Подне­провья и Север. Причерноморья – потомков позднезарубинецких и родствен. им черняховско-пшеворских племён. Относительно этнич. принадлежности носителей И.к. большинство учёных предполагает славян. их атрибуцию; А.Х. Халиков считал их балтоязычными. По мнению одних исследователей, носители И.к. покинули Поволжье с появлением раннеболгар. племён (с кон. 7 в.); по мнению других, остались и смешались с болгарами, приняв участие в  формировании болгар. (древнечуваш.) народности. Существует точка зрения, согласно к-рой часть именьковцев отошла на З в днепро-донецкое междуречье и явилась основой волынцевской культуры, другая часть осталась  в Поволжье и ассимилирована пришельцами-болгарами. Именков. (именьковско-турбаслинские) памятники Е.П. Казаков относит ко 2-й пол. 6 в., население связывает с поздними сарматами, считает, что в 7 в. оседлых именьковцев сменило кочевое население.

Близкое расположение хорошо изучен. объектов И.к. в погранич. районах Респ. Татарстан и Ульянов. обл. позволяет включить зону чернозём. почв южных районов Чувашии в территорию распространения памятников именьков. круга.

Автор: Е.П. Михайлов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство