ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА –археологическая культура племён раннего железного века и раннего средневековья, распространённая на территории от сред. течения р. Сура на З до низовьев р. Белая на В, от правого берега р. Кама на С до Самар. Луки на Ю. В 1940-х гг. Н.Ф. Калинин выделил ряд археологич. памятников в особую культуру, названную им восточно-буртасской. В 1959 В.Ф. Генинг предложил назвать И.к. по городищу у с. Именьково (Респ. Татарстан). Одни исследователи датируют И.к. 3–7 вв. н.э., другие – 5–7 вв. н.э.
Известно свыше 600 именьков. памятников (большинство селища и городища, также встречаются могильники и местонахождения). Наибольшее их количество сосредоточено в Нижнем Прикамье и прилегающих территориях. Поселения И.к. состояли из городища и нескольких селищ. Городища укреплялись одним валом и дуговидным рвом, встречаются с двойной и тройной системой укреплений. Уровень развития металлургии у именьковцев был значительно выше, чем у сосед. финно-угор. племён.
Выявлено не менее 10 могильников И.к. (Рождествен., Богородиц. и др.), расположенных в непосредствен. близости от поселений. Умерших сжигали в полном одеянии, остатки кремации помещали в могилы компактной кучей или рассыпали по дну. В погребения помещались лепные плоскодон. горшки с погребал. пищей. Вещевые материалы с памятников И.к. представлены остатками орудий труда, оружия, украшений, принадлежностей костюма и керамикой. Носители И.к. способствовали распространению в Поволжье более совершен. методов металлообработки (сварка, ковка, получение стали путём цементирования железных изделий и т.д.), пашен. земледелия, новых пород крупного рогатого скота.
Вопросы происхождения этнич. принадлежности и дальнейшей судьбы И.к. трактовались по-разному. Одни исследователи считали её финно-угор. позднегородец., другие – тюрк. сибирского происхождения, третьи – угро-мадьярской. В 1980-х гг. появилась гипотеза о зарубинецких истоках И.к. (Г.И. Матвеева). Существовало предположение о генетич. связи И.к. с черняхов. культурой (В.В. Седов). С последней четверти 20 в. происхождение И.к. связывается с миграцией в Сред. Поволжье культур Поднепровья и Север. Причерноморья – потомков позднезарубинецких и родствен. им черняховско-пшеворских племён. Относительно этнич. принадлежности носителей И.к. большинство учёных предполагает славян. их атрибуцию; А.Х. Халиков считал их балтоязычными. По мнению одних исследователей, носители И.к. покинули Поволжье с появлением раннеболгар. племён (с кон. 7 в.); по мнению других, остались и смешались с болгарами, приняв участие в формировании болгар. (древнечуваш.) народности. Существует точка зрения, согласно к-рой часть именьковцев отошла на З в днепро-донецкое междуречье и явилась основой волынцевской культуры, другая часть осталась в Поволжье и ассимилирована пришельцами-болгарами. Именков. (именьковско-турбаслинские) памятники Е.П. Казаков относит ко 2-й пол. 6 в., население связывает с поздними сарматами, считает, что в 7 в. оседлых именьковцев сменило кочевое население.
Близкое расположение хорошо изучен. объектов И.к. в погранич. районах Респ. Татарстан и Ульянов. обл. позволяет включить зону чернозём. почв южных районов Чувашии в территорию распространения памятников именьков. круга.
Автор: Е.П. Михайлов.